Osvita.ua Среднее образование Реформа образования Будут ли платить учителям за результаты ЗНО?
Будут ли платить учителям за результаты ЗНО?

Анонсированная реформа среднего образования затронет традиционно больной вопрос оплаты труда учителей

Будут ли платить учителям за результаты ЗНО?

Анонсированная и ожидаемая реформа среднего образования в Украине затронет все составляющие школьной жизни, однако, вероятно, больше всего интереса и переживаний крутится вокруг традиционно больного вопроса оплаты труда учителей.

Падение курса гривны и вызванная им инфляция "съели" и так невысокие доходы педагогов, сделав их уже неприлично маленькими, поэтому, вероятно, каждая учительница и учитель в стране ждут, как отразится на их кошельке будущая реформа.

Этот вопрос затронул в своем выступлении премьер-министр Арсений Яценюк. Он заявил, что после принятия нового закона "Об образовании" "чем сильнее результат у каждого учителя, тем больше он будет зарабатывать".

Может показаться, что премьер имел в виду вознаграждение за достигнутые результаты вроде бонусов менеджерам по продажам, которые заработали фирме больше денег, как это практикуется в бизнесе. Учитывая уточнение об объективных результатах работы учителя, которое сделал Яценюк, первое предположение - что речь идет о результатах ЗНО.

Возможно, часть родителей, заинтересованных в интенсификации усилий учителя, одобрила бы такой подход, однако большинство сведущих в специфике образовательного процесса хорошо понимают, от какого огромного количества факторов зависят результаты оценки ученика.

Прежде всего, большинство старшеклассников готовятся к ЗНО с помощью репетиторов, а следовательно, успешная сдача тестов зависит от способности родителей оплачивать лучшего или худшего репетитора и от места проживания ребенка, ведь в городе или селе несоизмеримые возможности для выбора дополнительных занятий. Кроме того, на успешность ребенка мощное влияние оказывает его социально-экономическое происхождение - состояние семьи, время, которое родители могут ей уделить, уровень их интеллектуального и культурного развития. Конечно, школа как раз и призвана компенсировать такие исходные неравенства в возможностях, однако в украинских условиях ограниченных ресурсов она делает это не всегда эффективно.

Отсюда следующая проблема оценки качества работы учителей по учебным результатам учеников - хороший учитель, который вкладывает все силы в преподавание слабому ученику, может подтянуть его к среднему результату, такому же, которого ребенок с лучшими учебными возможностями и более высокой мотивацией достигнет, даже с плохим учителем. Кроме того, у учащихся в течение всего периода обучения один предмет могут преподавать разные учителя - кого же оценивать?

И напоследок - в следующем году (если государство наконец найдет средства, а прокуратура перестанет блокировать работу УЦОКО) выпускники обязательно будут сдавать ЗНО по украинскому языку и литературе, английскому и математике или истории Украины. Как же оценивать учителей других предметов? А учителей начальной школы?

Одним словом, если бы Яценюк действительно говорил о такой перспективе, украинские учителя имели бы основания нервничать. К счастью, проект закона "Об образовании" предусматривает совсем другой подход. Под вознаграждением учителей, которые показывают хорошие результаты, имеется в виду знакомая педагогам система роста зарплаты после получения высшей квалификационной категории. Сейчас этот рост привязан к продвижению в Единой тарифной сетке - каждая следующая квалификационная категория соответствует более высокому разряду. Однако разница между категориями не слишком велика - не дотягивает и до 10%. Учитывая мизерный размер базовой ставки ЕТС (что в нарушение законодательства даже меньше минимальной заработной платы), увеличение зарплаты составляет сотню-две гривен - действительно, слабая мотивация.

Что же предлагается изменить? Во-первых, проект закона предусматривает обязательную сертификацию (это синоним существующей сейчас аттестации) каждые пять лет. Она будет состоять из 2 частей - тестирование на знание своего предмета и теории педагогики и оценки преподавательского мастерства, которое осуществляется комиссией на месте преподавания (опять-таки, аналогично существующей системе аттестации). Учитель должен подтвердить действующую квалификацию или получить более высокую, в случае, если он не может этого сделать, то лишается права преподавать.

Кроме того, параллельное введение института образовательного омбудсмена открывает возможность для учеников и родителей обратиться с жалобой, если они считают, что квалификация учителя недостаточна. В таком случае, если жалоба обоснована, возможна внеочередная сертификация, а также санкции в отношении комиссии, которая неадекватно оценила уровень такого преподавателя.

Если лицо захочет преподавать в школе, но не имеет педагогического образования, оно может получить необходимые знания самостоятельно и получить право преподавать, сдав соответствующий сертификационный экзамен. Это призвано, в частности, решить проблему нехватки преподавателей некоторых дисциплин (например, информатики или английского языка).

Что же это даст учителям в контексте заработной платы? В ближайшей перспективе сертификация будет добровольной, и те, кто ее успешно пройдет, смогут получать надбавки в 10, 20 и 40% от базового должностного оклада, основанного на базовом же тарифе ЕТС не ниже минимальной заработной платы. Таким образом, скажем, молодой учитель после первой сертификации будет иметь ставку не 1551 грн, как сейчас, а 2437 грн. К ней будут добавляться остальные надбавки и доплаты, которые полностью сохранены в проекте закона.

Постепенно на такую ​​систему оплаты труда перейдут все учителя.

Конечно, эти расчеты нельзя считать гарантией, они ориентировочные - ведь проект закона еще дорабатывается, его ждет согласование с Министерством финансов, прохождение через парламент и Президента. Но и руководство МОН, и председатель парламентского комитета образования и науки неоднократно заявляли, что повышение оплаты труда учителей является непременным условием и приоритетом в будущей реформе, поэтому есть основания надеяться, что его не придется ждать слишком долго.

Ирина Когут, аналитик CEDOS для Освіта.ua

Освіта.ua
28.08.2015

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Сергій
Чи не задарогі забаганки для такої бідної держави? Скільки вже можна знущатися над цими педагогами-рабами? Хто буде конролювати сертифікаційний процес? Це, що ще одне місце кормущок. Тепер з вчителів будуть драти хабарі, без яких не видадуть сертифікат. Ось, куди знайшли місце для учителівських копійок. Люди, добрі, схаменіться! Не знищуйте освіту в Україні! Таке враження, що чиноаники ніяк не наситяться від знущать над вчителями. Хочеться ще і ще. А мета яка цього всьго: зменшення кількості вчителів, шкііл, грамотних дітей, поставити вчителя в стойло і як можна нище його нагнути, дати ще біше можливостей для хабарництва, Жах, в країні йде війна, навіть теперішніх копійок не виплачюють, а вже планують кошти на ауто дафе вчителів! Пировище під час чуми !!!
Ирина
а о том, что не всегда педагог-практик имеет достаточно теоретических знаний никто не подумал)))) и то что иногда всезнающий теоретик не может провести нормальный урок и даже детей за парту усадить, тоже никто не думал))) как всегда все через одно место
Усов Сергей
За умові, що в більшості сільських шкіл і так не виплачують 20 % зарплати , бо у райдержадміністрацій на освіту немає грошей, довго ж ми будимо чекати в селах кваліфікованих вчителів, хіба що пенсіонерів, але і у тих зняли 15% . То хто ж захоче працювати за таких умов?
світлана
Скільки можна звинувачувати вчителів? А де відповідальність батьків - проконтролювати навчання свого чада. Сучасні діти просто не хочуть вчитися, навіщо- адже мама чи тато й так заплатять за навчання у виші. До того часу, поки не 5 вузів будуть змагатися за кожного абітурієнта, а хоча б 2 абітурієнта претендуватимуть на одне місце у виші, позитивних змін не буде. Немає мотивації навчання у розбещених вседозволеністю дітей і їх батьків, які так "фахово" оцінюють учителів, насправді перебуваючи аж надто далеко від педагогіки. Можливо, хоч провал на ЗНО змусить задуматися...
Eva
Не знают уже, что и придумать... А то учителям живется сладко, они прям все в шоколаде...
Валентина Алёхина
Практика очень часто разрушает самые красивые теории! Так что никакой гарантии в том, что учитель, прошедший на "отлично" ВАШЕ тестирование, в действительности отличный учитель, и наоборот!

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!