Коронавирус как новый вызов для системы образования

Почему мы не готовы к массовому закрытию школ и переходу на дистанционное обучение?

Коронавирус как новый вызов для системы образования

В то время, как эпидемия коронавируса ожидаемо перешла в пандемию, образовательное, и не только, сообщество задает себе вопрос, почему мы не готовы к новым вызовам, которые стоят перед украинской школой, а именно массовому закрытию школ на неопределенный период и переходу на дистанционное обучение.

То, что события будут развиваться по этому сценарию, стало понятно как минимум две недели назад, но это время было потеряно для элементарных консультаций и выбора стратегии в отношении дальнейшего функционирования образовательного процесса в онлайн режиме.

Ежегодные сезонные карантины могли бы стать прекрасной возможностью выработки методов обучения и контроля усвоения материала с помощью Интернета. Но карантин остался карантином, и это, пожалуй, спорный вопрос, нужно ли учиться во время вынужденных каникул, когда болеет значительная часть детей? А также остался нерешенным вопрос функционирования образования в форс-мажорных ситуациях.

Поэтому сегодня проблема требует решения в срочном порядке. Впрочем, задача кажется не такой уж и нереальной, учитывая, что в прошлом году на интернетизацию школ было направлено один миллиард гривен. Это значит, что подавляющее большинство школ обеспечены Интернетом, компьютерами, принтерами, фотокопировальными устройствами, сканерами. Итак, материальная база есть.

Не дожидаясь создания национальных интернет платформ и сервисов, программного обеспечения, интерактивных учебников и других рутинных вещей для школ информационного общества, уже сегодня возможно мобилизовать преподавателей для работы онлайн.

Во-первых, значительная часть педагогов эффективно пользуется смешанной системой преподавания (blended learning), когда доли традиционной методики и инновационной E-learning могут достигать равных значений. В Интернете в настоящее время есть тысячи образовательных видеороликов и фильмов, которые требуют анализа, систематизации и сертификации методическими кабинетами на предмет использования в учебном процессе. То есть это современный дидактический материал, который может быть использован уже сегодня.

Педагоги знают и активно используют методику Flipped classroom, или перевернутый урок - принцип обучения, по которому основное усвоения нового материала учениками происходит дома, а время аудиторной работы выделяется на выполнение заданий, упражнений, проведение лабораторных и практических исследований, индивидуальные консультации учителя и т. д. Методика предусматривает создание преподавателями своего авторского видео или аудио материала, коротких роликов, подкастов, адресованных ученикам при изучении конкретной темы на уроке. Будем считать, что проблема подачи нового материала таким образом будет решена.

Мобильное обучение тоже не является terra incognita для украинского образования. Рассмотрим возможное использование его для создания виртуальных классных комнат на базе популярных месенджеров Viber или WhatsApp. Эта модель называется «Face-to-face Driver», когда электронное обучение используется как дополнительное к основной программе и обеспечивает доступ к электронным материалам с помощью смартфонов и планшетов. В данном случае приложения-мессенджеры прекрасно послужат для получения консультаций, советов, оценок у удаленного преподавателя, предоставят возможность дистанционного взаимодействия. Таким образом, мы обеспечим feedback между действующими лицами образовательного процесса.

Переход в Google classroom - бесплатный веб-сервис, позволил бы учителям-предметникам эффективно обмениваться файлами с учениками в безбумажной форме. Этот ресурс позволяет ученикам делать фото и прикреплять их к заданиям, делиться файлами из других приложений и иметь оффлайн доступ к информации. Учитель может отслеживать прогресс каждого ученика, а после оценки его работы преподаватель может вернуть ее вместе с комментариями. Этот ресурс позволяет преподавателю решить триединую задачу закрепления нового материала, оценивания достижений и домашних заданий.

Еще один аспект E-learning - это учебно-игровое программное обеспечение. Эти технологии не нацелены на то, чтобы стать альтернативой традиционной школе. Наоборот, цель проекта - стать доступным дополнением к школе. В последнее время, одновременно в разных странах, огромные коллективы преподавателей, методистов, художников, программистов, при привлечении значительных материальных ресурсов, создали онлайн интерактивные ресурсы, которые специализируются на улучшении изучения базовых предметов: математики, английского языка, правописания, чтения.

Веб-сайты используют технологии Web 2.0, чтобы углубить метод интерактивного обучения, которое нацелено на то, чтобы скопировать и заменить работу персонального тьютора и найти баланс между объяснением учителя и самостоятельной работой ученика.

Ну и, конечно, последнее слово за Министерством образования, в подчинении которого находятся Национальная академия педагогических наук, Институт модернизации содержания образования, административные рычаги. Скоординированная работа всех образовательных подразделений принесет результаты и позволит школе выполнить свою роль в обществе в это сложное для нас время.

Владимир Витвицкий, учитель-методист школы № 121 г. Одесса.

Освіта.ua
16.03.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Марія
Где вы видели оснащение школ материальной базой? Насмешили. Одна на десяток. Сложившаяся ситуация действительно является вызовом.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!