Международный опыт и реалии преподавания физкультуры
PR

Сложности и радости современных преподавателей физкультуры от украинских, швейцарских и финских педагогов

Международный опыт и реалии преподавания физкультуры

В Украине традиционно привыкли жаловаться на отечественную систему образования. Одни при этом берут в пример старую советскую школу, другие - страны ЕС. Впрочем, возможно, это уже просто привычка, а не реакция на реальное положение дел, и мы просто не обращаем внимания на позитивные изменения?

6 сентября состоялась онлайн-конференция «Инновации теловоспитания 2.0». Ее организовали международный благотворительный фонд Parimatch Foundation, Институт модернизации содержания образования и Всеукраинский центр физического здоровья населения «Спорт для всех». Спикеры конференции - украинские, швейцарские и финские педагоги - рассказали о сложностях и радостях современных преподавателей физической культуры.

Украина: «10 лет достаточно, чтобы мы изменили систему»

Какими наши взрослые читатели помнят уроки физкультуры? Видимо, примерно так: большая часть класса выполняет одни и те же упражнения (например, бег по кругу и перепрыгивание через «козла»), другие имеют справку об освобождении от урока и просто отсиживаются на скамейке. Однако, сейчас ситуация меняется.

Глобальные изменения начинаются с государственной политики. Эксзаместитель министра образования и науки Украины, президент Украинской федерации ученического спорта Роман Греба рассказал, что в 2017 году начали разрабатываться модули по разным видам спорта. Они предполагают, что школьные уроки готовятся на основе любого вида спорта (футбола, баскетбола и т.д.). Это дает возможность учителям изменять уроки, проводить их по собственному сценарию, адаптировать в соответствии с интересами каждого отдельного класса и возможностями учебного заведения. Сейчас разработано уже более 30 таких модулей.

«Я мечтаю, чтобы урок физкультуры стал одним из самых любимых предметов в школе. Чтобы он воспринимался детьми более чем фан и приключение, а не что-то обязательное и скучное. Сейчас в школу дети преимущественно хотят, пока они еще ходят в садик, а дальше это желание куда-то исчезает. Мне хочется, чтобы школа перестала ассоциироваться с принуждением. Физическая культура - именно тот предмет, где мы можем хорошо провести время вполне себе с драйвом и фаном», - рассказывает Роман Греба.

Кроме реформы НУШ, на скорость воплощения изменений может повлиять общественное мнение, считает Роман Греба. Реформа - это инициатива сверху, но в школах на местах ее должны воплощать люди, которые горят идеей изменений и открыты для нового. Прекрасно, когда к процессу распространения и внедрения новых идей приобщаются благотворительные фонды, такие как Parimatch Foundation. Своими инициативами они вдохновляют и создают почву для того, чтобы каждый учитель представлял, как можно проводить уроки иначе, и имел возможность делать это на практике.

Фонд помогает организовывать призы для юных спортсменов, активно приобщается к разработке уроков физической культуры нового формата, проводит семинары для учителей и организовал конкурс, чтобы отметить педагогов-новаторов со всех уголков страны. В октябре этого года делегация украинских педагогов отправится на Универсальные игры учителей, которые состоятся под эгидой ICF в Хорватии.

Пока новый подход к школьным урокам не дошел до каждого школьного спортзала. Однако, глава комитета по физическому воспитанию и спорту Вадим Стеценко отмечает, что учителя уже проводят интересные уроки, которые детям не хочется пропускать. Для этого используют на уроках модули по видам спорта, эстафеты, челленджи, другие нешаблонные активности. Еще не все учителя готовы к изменениям, но это вопрос времени.

Уже сейчас в Украине начинаются спортивные инициативы, которые в конце становятся международными. Вадим Стеценко приводит в пример Cool Games - инновационный украинский проект, созданный Комитетом по физическому воспитанию и спорту МОН и Украинской федерацией ученического спорта. Cool games - это серия детских эстафет со смешанных команд парней и девушек. В 2019 и 2020 годах в отборе на Cool Games приняли участие более ста тысяч детей, и в последующие годы благодаря популяризации школьного спорта и такому его осовремениванию эти цифры будут только увеличиваться. После успешной реализации в Украине Международная федерация ученического спорта добавила соревнования в свою программу.

Еще один нестандартный проект родом из Украины - сочетание киберспорта и двигательной активности. Международная федерация киберспорта (IESF) и Международная федерация ученического спорта (ISF) подписали Меморандум об объединении физических активностей и киберспорта. Так дети, которые играют в компьютерные игры и хотят быть крутыми киберспортсменами, будут еще и физически здоровыми. Дети должны понимать: если они хотят быть крутыми киберспортсменами, они должны быть физически закаленными.

«Изменения - это длительный процесс, но он уже начался. На мой взгляд, нужно 10 лет, чтобы мы изменили систему. Дети, которые пришли в первый класс Новой украинской школы и пройдут весь этот путь получения среднего образования в реформированной школе, будут иметь кардинально другой опыт», - делится Вадим Стеценко.

Швейцария: «Ученикам иногда не хватает мотивации»

Лукас Рюле (Lucas Rühle) преподает физическую культуру в Швейцарии - одной из самых богатых стран мира. Здесь у учителей высокие зарплаты, школы имеют весь необходимый инвентарь, а спортивная инфраструктура развита. Несмотря на это, ученикам иногда не хватает мотивации заниматься спортом.

Лукас преподает в восьмых классах средней школы, его ученикам по 14-15 лет. Что интересно: он является преподавателем одновременно физической культуры, математики, немецкого, географии, истории и объединенного предмета «Медиа и информатика».

В своей работе Лукас руководствуется учебной программой, где перечислены компетенции, которые должны приобрести ученики. Впрочем, учитель может самостоятельно решать, когда именно и какие виды спорта он выберет для темы того или иного занятия.

Его уроки физической культуры всегда проходят по одинаковому принципу.

«Урок начинается с разминки, которая включает двигательные упражнения, упражнения для разогрева, укрепление, растяжения мышц. Далее мы с учениками работаем над главной темой урока - это может быть футбол или танцы. Здесь важно соблюдать холистически-аналитический принцип. В случае с футболом это означает, что ученики играют в формате «два против двух» на два гола. Затем я выбираю один аспект игры, например, пас, который мы подробнее рассмотрим в аналитической части. Третья часть урока - опять холистическая. Ученики играют в формате «пять против пяти» и используют знания, которые только-что получили на аналитической части урока. Завершить урок важно заминкой, чтобы перегретое тренировкой тело пришло в норму».

Относительно инклюзивного образования в Швейцарии, Лукас объясняет: в федеративной стране ситуация в разных кантонах может существенно отличаться, и единого законодательства по вопросам образования нет. В классах, где он преподает, учится одна-единственная девушка с особыми образовательными потребностями - у нее проблемы со спиной. Она не получает оценок на уроках физкультуры, но вовлечена во все активности, где ей это позволяет состояние здоровья. В других случаях - имеет альтернативную программу, что-то вроде лечебной физкультуры. Дети с тяжелыми нарушениями развития учатся в специализированных школах.

Финляндия: «Наш новый вызов сейчас - поликультурность»

Арья Сякслатти (Arja Sääkslahti) - профессор университета Ювяскюля и учительница физической культуры в Финляндии. Эта страна является одним из мировых лидеров школьного образования, профессия педагога высоко ценится, а зарплаты учителей занимают третье место по величине среди всех профессий. Арья отмечает: главный вызов для современных учителей - новый поликультурной состав школьных классов.

«Финляндия в течение многих десятилетий была однородной моноэтнической страной. Мы все были финнами, все знали свою историю и культуру. Финские ученики очень мотивированы, у нас культ образованности, и в семьях поколениями воспитывается восприятие, что образование - это то, что может изменить твою жизнь. Ты можешь стать кем угодно. Сейчас в классы приходят ученики, которые воспитываются в семьях с другими ценностями, и учителя должны самостоятельно доносить детям определенные идеи».

Еще лет 10-15 назад в Финляндии не было распространено инклюзивное образование. Сейчас детей с особыми образовательными потребностями максимально интегрируют в обычные классы. Признает: важно говорить о том, что при внедрении нового формата инклюзивного образования помощь нужна не только детям и родителям, но и учителям, которые сталкиваются с новыми для себя вызовами. И именно это с финского опыта она бы советовала заимствовать Украине, которая сейчас активно внедряет инклюзивное образование.

«Учителям на старте работы с инклюзивными классами важно иметь наставника в лице специалиста, который давно работает с детьми с особыми образовательными потребностями. Менторство и психологическая поддержка - главное из финского опыта, что я советую позаимствовать Украине».

Освіта.ua
16.09.2021

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев