Проект закона о среднем образовании: проблемные нормы

Профсоюз работников образования просит учесть замечания к проекту во время его рассмотрения во втором чтении

Проект закона о среднем образовании: проблемные нормы

Комитетом по вопросам образования, науки и инноваций Верховной Рады Украины подготовлен ко второму чтению проект закона «О полном общем среднем образовании» № 0901.

Как отмечают в ЦК Пофсоюза работников образования и науки, в редакции законопроекта учтен ряд замечаний и предложений ЦК Профсоюза, которые вносились Комитету, подавались народным депутатам Украины и отстаивались непосредственно во время заседаний Рабочей группы по доработке проекта закона «О полном общем среднем образовании».

Однако остались неучтенными некоторые из проблемных норм, отражение которых в законе будет способствовать обеспечению гарантированного Конституцией Украины получения общего среднего образования, недопущению сужения трудовых, социально-экономических прав и интересов работников учреждений общего среднего образования, обеспечению реализации прав на законодательно определенный размер оплаты труда педагогических работников в соответствии с законом «Об образовании», соблюдению международных актов по недопущению дискриминации в трудовых отношениях.

Особую тревогу вызывают намерения уволить с работы учителей, директоров и других педагогических работников учреждений общего среднего образования, которым назначена пенсия по возрасту и заключение с ними контрактов на 1-3 года.

Необходимо дополнить законопроект требованием о наличии у руководителя учреждения общего среднего образования высшего педагогического образования и изъять дискриминационные дополнительные основания досрочного увольнения руководителя учреждения, а также предусмотреть право его возвращения на педагогическую должность, которую он занимал до назначения на должность директора.

Распределение педагогической нагрузки должно осуществляться по согласованию с выборным профсоюзным органом и не ограничиваться предельным размером. Условия и порядок начисления заработной платы учителей и других педагогических работников должны определяться на основе тарификации их труда.

Необходимо предусмотреть повышенную на 20-25% оплату труда педагогических и других работников за работу с детьми с особыми образовательными потребностями, с нарушениями физического, психического, интеллектуального развития и сенсорными нарушениями, в инклюзивных, специальных классах (группах), на 30% - за работу в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а за ученое звание профессора - 33%. Профсоюз настаивает на норме об установлении педагогическому работнику за выполнение обязанностей педагога-наставника доплаты в фиксированном размере 20%, вместо предельного ее размера.

Требует детализации обобщающее понятие «педагогические работники», которых насчитывается более 60 должностей, выделив такие основные, как учителя, воспитатели, практические психологи, руководители кружков. Перечень категорий и педагогических званий педагогических работников и порядок их присвоения должен определяться Кабинетом Министров Украины.

Продолжительность рабочего времени воспитателя заведения общего среднего образования должна составлять 30 часов, воспитателя, помощника учителя специального заведения общего среднего образования, инклюзивных и специальных классов учреждений общего среднего образования - 25 часов в неделю вместо нормы для воспитателя 36 часов в неделю.

Недопустимыми являются нормы законопроекта относительно запрета обеспечивать развитие сети коммунальных начальных школ и гимназий городскими советами городов с населением более 50 тысяч, предоставление права на создание сети лицеев советам тех городов, где население больше 50 тысяч, а также нормы о начале деятельности лицея лишь при условии, что в его составе не менее четырех 10 классов, запреты получения полного общего среднего образования, в частности профильного, в опорном учреждении. Эти нововведения приведут к ухудшению и осложнению для родителей и их детей условий получения соответствующего уровня образования, в частности сопровождения двух и более детей к различным типам учебных заведений, потому что даже в городах современная инфраструктура и размещение школ не учитывает такого разграничения для получения детьми соответствующего уровня образования по месту жительства. Даже в городах и целых районах не будет учебных заведений, обеспечивающих получение учениками полного общего среднего образования. По последней информации на сегодня с 472 городов насчитывается 376 с населением до 50 тысяч.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить создание условий для получения учениками полного общего среднего образования на уровне государственных стандартов полного общего среднего образования с соблюдением штатных, финансовых, трудовых нормативов.

В Заключительных и переходных положениях Закона Украины «Об образовании» необходимо предусмотреть, что реализация части второй статьи 61 должна осуществляться с 2020 года с утверждением соответствующей схемы должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических и научно-педагогических работников, а после вступления в силу Закона «О полном общем образовании» размер заработной платы педагогических работников не может уменьшиться, а условия оплаты труда не могут ухудшаться, если эти работники продолжают занимать соответствующие должности, выполнять соответствующие обязанности и сохраняют соответствующую квалификационную категорию.

ЦК Профсоюза обратился к Главе Верховной Рады Украины Д. А. Разумкову относительно поддержки указанных предложений при рассмотрении законопроекта во втором чтении и принятии его в целом как Закон.

Освіта.ua
28.12.2019

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!