PISA создала иллюзию качества образования?

PISA считается самой объективной программой тестирования систем образования, однако ее концепция подвергается критике

PISA создала иллюзию качества образования?

Недавно были обнародованы результаты PISA – международного теста, оценивающего грамотность 15-летних школьников и умение применять знания на практике. Всего участниками тестирования стали 600 000 школьников из 79 стран. Первое место во всех трех дисциплинах занял Китай (в тестировании приняли участие школьники всего из четырех провинций – Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэнцзян). Второе место, также по всем дисциплинам, занял Сингапур.

Украина впервые принимала участие в тестировании и заняла 37-е место в чтении, 41-е – в математике и 35-е – в естественных науках, значительно отстав от лидеров. Такой результат стал поводом для критики украинской системы образования.

Сегодня рейтинг PISA – несомненный показатель престижа страны в сфере образования. Однако мировые эксперты в этой области все чаще критикуют концепцию, которая лежит в основе данной программы тестирования и низкие результаты не стоит воспринимать однозначно как провал, пишет корреспондент The WashingtonPost Valerie Strauss.

О чем на самом деле свидетельствуют результаты тестирования PISA?

Прежде всего, стоит отметить, что в 2014-ом году более 100 ученых со всего мира объявили мораторий на тестирование PISA. Главной причиной было то, что PISA создает зависимость всей системы образования от стандартизированных тестов и обучения, которое легко измерить. По словам экспертов, процедура проведения тестов PISA и построение вопросов имеют серьезные недостатки.

В свою очередь, спонсор PISA, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), встала на защиту этой системы тестирования, заявив, что это самые надежные тесты для школьников в мире.

Йонг Чжао, профессор университета Канзаса (США), также выступил с критикой PISA. Ученый занимается исследованием того, как глобализация и технологии влияют на образование и опубликовал 30 книг и более 100 статей, посвященных этой теме.

В одной из своих статей Йонг Чжао пишет: «Во-первых, есть серьезные сомнения в том, что PISA действительно измеряет навыки, необходимые в современной жизни. Во-вторых, монополия PISA в тестировании учебных навыков – не что иное, как навязывание всему миру западных взглядов на общество. В-третьих, сама суть тестирования искажает цели образования».

Йонг Чжао утверждает, что PISA успешно создает иллюзию качества образования и продает ее по всему миру. В 2018 году 79 стран приняли участие в этом шоу, полагая, что этот тест точно измеряет качество разных систем образования, эффективность учителей и перспективы развития общества в разных странах.

Всеобщая вера в тестирование PISA основывается на громких заявлениях и успешном маркетинге. Все люди беспокоятся о будущем и хотят знать, будет ли завтра их жизнь лучше или хотя бы не хуже, чем сегодня. Родители хотят знать, будут ли их дети жить хорошо, политики хотят знать, есть ли в их стране люди, которые могут привести экономику к процветанию, общество хочет знать, сможет ли молодежь внести свой вклад в общественную жизнь.

PISA играет на этих мотивах, используя три вопроса:

  • насколько хорошо школьники готовы решать задачи будущего?
  • могут ли они эффективно анализировать, рассуждать и высказывать свои идеи?
  • есть ли у них способность продолжать обучение на протяжении всей жизни?

С этих вопросов начинается документ, который представил систему тестирования PISA в 1999 году, и с тех пор повторяется практически во всех отчетах. Затем в документе утверждается очевидный факт: «Родители, общество и те, кто управляет системой образования, должны знать ответы на эти вопросы». PISA предлагает себя в качестве эксперта, утверждая, что способна объективно оценить, насколько 15-летние школьники  обладают навыками, необходимыми для того, чтобы стать полноценными членами общества.

Тестирование определяет не только уровень усвоенных знаний, но и то, насколько хорошо школьники могут применять их в жизни. Этот подход отображает тот факт, что современная экономика вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то, как они могут эти знания применить.

PISA позиционирует себя как единственный инструмент, способный дать ответы на вышеупомянутые вопросы и снять общую тревогу по поводу будущего. Но эта система тестирования – не единственная в своем роде. Еще в 1960-х годах Международная ассоциация оценки успешности (ІЕА) предложила программы тестирования TIMSS и PIRLS. Но, чтобы новая программа смогла прийти на смену традиционным, она должна предложить нечто лучшее. И PISA предложила более объективную систему оценивания, основанную на других критериях.

Исследования IEA были сосредоточены на определении успешности в соответствии с учебными программами стран-участниц. Эксперты PISA посчитали это большим недостатком. Причина в том, что программы основываются на информации, которую должен усвоить ученик, и не берут во внимание навыки, которые нужно развить. Еще меньше внимания в программах уделено компетенциям, которые позволяют применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

PISA пытается преодолеть эти ограничения, оценивая, какие навыки необходимы для будущей жизни и включены ли они в школьную программу. В программном документе PISA говорится о том, что «проводя тестирование знаний и навыков в период, близкий к окончанию школы, PISA проверяет степень готовности старших школьников ко взрослой жизни и эффективность различных систем образования». Иными словами, PISA не только говорит вам, готовы ли ваши дети ко взрослой жизни, а и дает вам ощущение контроля ситуации, утверждая, что данная система тестирования повышает эффективность образования. Подразумевается, что, если система образования соответствует вызовам времени, то ей необходимо использовать PISA.

Несмотря на такие амбиции, PISA была подвергнута серьезной критике. Во-первых, утверждение, что данное тестирование действительно измеряет навыки, необходимые для жизни в условиях современной экономики, не получило достаточного подтверждения. Во-вторых, критерии оценивания школьников по сути навязывают западные взгляды на общество и игнорируют все остальные модели общественного устройства. В-третьих, критерии PISA искажают цели образования.

Критика концепции PISA

Утверждение, что PISA измеряет знания и навыки, необходимые для современного или будущего общества, не основано на каких-либо эмпирических данных. Профессор Венского университета Штефан Хопманн утвержает: «На сегодня нет исследований, доказывающих, что система тестирования PISA репрезентативна т.е. охватывает все необходимые области знаний. Ее тесты основываются не на систематических исследованиях того, какие знания и навыки будут необходимы в будущем, а на практических соображениях создателей тестов и предварительной оценке сегодняшних потребностей».

Иными словами, Хопманн утверждает, что заявления об универсальности и объективности тестов PISA оказались просто иллюзией, которую поддерживают ее создатели. Однако стратегия сработала, и тестирование стало проводиться регулярно.

Кроме того, эмпирические данные указывают на то, что результаты PISA существенно не отличаются от результатов тестирования по другим критериям (например, TIMSS).

По иронии судьбы, PISA использовала результаты других исследований в свою поддержку. Был опубликован отчет, который доказывал важность измерений PISA для экономического развития. В отчете было сделано заявление о долгосрочном влиянии результатов тестирования на экономическое развитие: «если страны Организации экономического сотрудничества и развития смогут повысить показатели PISA на 25 пунктов в течение следующих 20 лет, совокупный прирост стран ОЭСР составит 115 триллионов долларов в течение жизни поколения, рожденного в 2010 году».

Данный отчет был подвергнут критике со стороны ученых. В частности, была поставлена под сомнение взаимосвязь между результатами тестирования и экономическим ростом. В отчете данные о результатах тестов в период с 1964 по 2003 год были сопоставлены с экономическим ростом на протяжении 1960–2000 гг. Однако это логически некорректно, поскольку учащиеся, проходившие тестирование, в то время не работали и, соответственно, не могли влиять на экономическое развитие своих стран. Школьникам требуется время, чтобы влиться в общество и стать частью рабочей силы.

Результаты тестирования школьников должны сравниваться с показателями экономики через некоторое время. Исследования, в которых использовалась именно такая логика, не продемонстрировали значительного влияния результатов тестирования на экономический рост. Это дало повод ученым сомневаться в выводах, сделанных в отчете PISA.

Кроме того, был оспорен тезис PISA о том, что данная система тестирования оценивает системы образования по критериям, которые в корне отличаются от других тестов. На самом деле PISA анализирует те же компоненты системы образования, что и другие. Поэтому заявления о том, что PISA лучше других оценивает те параметры, которые влияют на развитие экономики и будущую жизнь школьников – всего лишь иллюзия.

Односторонний взгляд PISA на систему образования

Концепция PISA предполагает, что определенный набор знаний и навыков является универсальным и одинаково ценным во всех обществах, независимо от их истории, культуры, традиций, школьной системы, способов жизни, производства и т.д.

Однако, такая концепция не учитывает нескольких моментов. Во-первых, в мире существует много обществ, отличных друг от друга. По ряду культурных, политических, экономических и других причин они развиваются по-разному и ставят перед собой разные цели. Достижение разных целей требует разных знаний и навыков.

Во-вторых, универсальный набор знаний и навыков, который лежит в основе тестов PISA, приводит к навязыванию одностороннего, западного взгляда на общество. Тесты PISA были разработаны для стран-членов ОЭСР, большинство из которых являются наиболее развитыми странами мира. Однако эти тесты не учитывают всего разнообразия, которое существует сегодня в мире. Когда концепция PISA используется в более 30-ти странах, не входящих в ОЭСР, несоответсвие критериев тестов потребностям той или иной страны становится еще более очевидным.

Искаженное понимание целей образования

PISA утверждает, что она не оценивает знания школьников в соответствии с учебными программами. Однако, результаты теста интерпретируются как уровень качества национальных систем образования.

Проблема в том, что взгляд на образование, представленный в концепции PISA, является искаженным и слишком узким. PISA рассматривает экономический рост и конкурентоспособность как единственную цель образования. Поэтому в ней оцениваются только отдельные дисциплины, важные для повышения конкурентоспособности в мировой экономике (чтение, математика и естественные науки). Гуманитарные, социальные науки, иностранные языки и другие предметы не составляют для PISA интереса.

Хотя школа и должна подготовить детей к тому, чтобы стать полноценными членами общества и принимать участие в экономической жизни своей страны, но это не единственная ее задача. Гражданское самосознание, справедливость, любопытство, культурные ценности, физическое и психическое здоровье – вот некоторые из многих ценностей, на которые ориентированы системы образования в разных странах. Однако им не уделяется внимание в системе тестирования PISA.

Слишком узкое видение целей образования иногда приводит к неожиданным последствиям. Исследователи обнаружили, что в странах с высоким рейтингом PISA школьники проявляют меньший интерес к предметам, по которым проходят тестирование. Кроме того, было установлено, что системы образования с более высоким рейтингом PISA являются более авторитарными.

Такие результаты показывают, что PISA измеряет лишь некоторые аспекты образования и оставляет без внимания ряд других важных аспектов.

Таким образом, PISA позиционирует себя как объективную систему тестирования качества образования, способную влиять на экономическое развитие стран. Однако при близком рассмотрении ее превосходство над другими системами тестирования образования не подтверждается. Кроме того, PISA искажает цели образования во всем мире, пропагандирует западную образовательную модель и авторитарные способы обучения школьников. При этом развитие человеческих качеств и культурных ценностей игнорируется.

Valerie Strauss, The WashingtonPost. Перевод Освіта.ua.

Освіта.ua
16.12.2019

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!