![]() |
Опубликованы данные мониторингового исследования, которое касалось изучения мнения учеников десятых классов о статусе и роли учителя в украинском обществе |
Половина старшеклассников считает профессию учителя "достаточно престижной"
В мониторинговом исследовании приняли участие 1544 ученика десятых классов, которые учатся в городских и сельских школах Украины.
Опрос десятиклассников был проведен в рамках мониторингового исследования касающегося статуса и роли учителя в украинском обществе, которое проводилось специалистами Института инновационных технологий и содержания образования.
Анкета содержала одиннадцать вопросов, с помощью которых была собрана информация о взаимоотношениях учителей и старшеклассников, отношении подростков к профессии учителя и т.д.
Организаторы опроса отмечают, что анализ ответов подростков свидетельствует о том, что в сельской местности профессия учителя пользуется большей популярностью и считается более престижной, чем в городах.
По мнению 9,8% учеников 10-х классов городских школ и 14,5% десятиклассников сельских школ, профессия учителя в Украине является очень престижною. Почти половина респондентов из числа десятиклассников (45,6% тех, кто учится в городе и 53% тех, кто получает образование в сельской местности) назвали профессию учителя "достаточно престижной".
32,67% десятиклассников из сельской местности и 44,58% из городов отрицательно ответили на вопрос о престижности профессии учителя в украинском обществе.
На вопрос "Хотели бы Вы выбрать профессию учителя?" положительно ответили 12,25% учеников городских школ и 16,7% из сельской местности. Более 55% десятиклассников как в городе, так и в селе ответили, что не намерены связывать свою жизнь с профессией учителя. Около трети старшеклассников еще не определилась с выбором профессии.
Только половина опрошенных старшеклассников (47% в городе и 54% в сельской местности) видят среди своих учителей таких, на которых им хотелось бы быть похожими, а 24% в городе и 17% в селе отметили, что таких людей среди учителей нет. Треть респондентов (29%) не дали ответа на этот вопрос.
Результаты исследования свидетельствуют, что около половины детей (45%) обращаются за помощью к учителю, только при возникновении проблем в обучении; часть опрошенных десятиклассников (40%) обращаются к учителям при возникновении проблем различного характера, и только 4% учащихся в городе и 3% в сельской местности, советуются с учителем при возникновении личных проблем.
11% процентов респондентов ответили, что не обращаются к учителям при возникновении проблем.
Определяя качества, которые должны быть присущи настоящему учителю, подавляющее большинство опрошенных респондентов (73%) на первое место поставила любовь к детям и умение учителя индивидуально подходить к их проблемам. Около 42% десятиклассников считают, что настоящий учитель должен быть доброжелательным и порядочным человеком, который отличается трудолюбием и терпением, а также эрудицией и высокой профессиональной подготовкой.
Для 35% учеников, принявших участие в исследовании, важно, чтобы их учителя были веселыми и имели чувство юмора. При этом внешний вид педагога, и то, как он одевается, имеет значение для 10% детей.
4% десятиклассников самостоятельно сформулировали те характеристики, которыми по их мнению должен обладать учитель: "Настоящий учитель должен одинаково относиться ко всем ученикам в классе, независимо от того, кто их родители, как они учатся, какое у них поведение", "У учителя не должно быть "любимчиков", а если они и есть, то другие ученики, не должны это чувствовать", "Учитель должен с уважением относиться ко всем ученикам в классе, не унижать достоинство, не оскорблять тех, кто плохо учится", "Учитель должен быть старшим товарищем для старшеклассников, но избегать "панибратства" в отношениях с учениками".
Дополнительно см.: Обобщенные результаты мониторингового исследования о статусе и роли учителя в украинском обществе. Опрос учеников 10-х классов.
Ссылки по теме:
Освіта.ua
24.07.2012