![]() |
Согласно результатам опроса, проблемы социального обеспечения, а также проблемы материального и бытового характера являются самыми актуальными для украинских учителей |
Учителя хотят повышения заработной платы
Институтом инновационных технологий и содержания образования проведены и опубликованы обобщенные результаты опроса учителей о статусе и роли учителя в украинском обществе.
Мониторинговое исследование было проведено в соответствии с приказом Министерства образования путем анкетирования учителей, которые преподают в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе и проживают в городах и сельской местности.
Согласно полученным результатам опроса, наиболее актуальными для решения, учителя назвали проблемы социально-экономического обеспечения.
Так, по результатам опроса проблемы материального и бытового характера сегодня испытывает половина украинских учителей. Наибольший показатель среди учителей начальной школы в сельской местности - 57,95% этих учителей имеют материальные проблемы, наименьший, среди учителей старшей школы в городах - 48,29%.
Также половина респондентов отметили проблемы социального обеспечения, эти показатели почти одинаковы для всех категорий учителей, как в городах (51%), так и в сельской местности (55%).
Кроме того учителя отмечают проблемы духовного развития, которые сегодня актуальны для трети респондентов. Наибольший показатель у учителей начальной школы сельской местности - 33,52%, наименьший у учителей старшей школы городов - 28,61%.
До 31% опрошенных учителей также испытывают определенные трудности в сфере своей профессиональной деятельности. Прежде всего, это касается учителей сельской местности и учителей старшей школы городов. В меньшей степени профессиональные проблемы испытывают учителя начальной школы городов - 22,27%.
Только 5% опрошенных учителей отметили, что не имеют проблем. Наихудший показатель у учителей сельской местности - нет никаких проблем только у 3,44% учителей старших классов и у 4,12% учителей начальной школы на селе.
Несмотря на все трудности и проблемы, существующие на сегодняшний день, большинство респондентов (от 59,26% до 67,81%, в зависимости от категории и места жительства) отрицательно ответили на вопрос: "Хотели бы вы сменить профессию при условии реальной возможности перепрофилирования?". При этом 17% опрошенных учителей хотели бы сменить профессию, а еще 24% затруднились ответить на вопрос.
Подавляющее большинство учителей украинских школ считает, что для повышения собственного социального статуса необходимо существенное повышение заработной платы. Так, от 69,24% (учителя начальных классов городов) до 79,55% (учителя начальных классов сельской местности) считают, что повышение заработной платы наиболее существенно повлияет на изменение социального статуса и повысит авторитет учителя в украинском обществе. Этот показатель среди учителей старшей школы городов и старшей школы в сельской местности составляет соответственно 73,59% и 72,01%.
Также, от 65% до 75% опрошенных (в зависимости от категории и места жительства) отметили, что изменить социальный статус учителя возможно при условии изменения государственной политики по отношению к учительству.
Около половины респондентов считают, что для повышения социального статуса учителей необходимо осуществить комплекс мер в сфере социальной защищенности, а 30% учителей считают необходимым формирование и пропаганду позитивного имиджа учителя в средствах массовой информации.
В исследовании приняли участие 2 967 учителей начальной, средней и старшей школы, проживающих в городах и сельской местности. В соответствии с приказом Минобразования, целью проведенного мониторинга является "повышение престижа педагогической профессии и утверждение высокого статуса учителя в украинском обществе". Значительное количество вопросов в анкетах имело характер сбора субъективных сведений об учителях: территориальное распределение, пол, количество детей, находящихся на содержании, педагогический стаж, квалификационная категория и т.д.
Дополнительно см.: Обобщенные результаты мониторингового исследования о статусе и роли учителя в украинском обществе. Опрос учителей.
Освіта.ua
17.07.2012