Что мы учим, для чего мы учим, и кого мы учим

Возможно, об этом стоило бы поговорить 1 сентября, но пожалеем первоклашек, пусть хотя бы немного порадуются

Что мы учим, для чего мы учим, и кого мы учим

А может, стоит все же им сейчас сказать немного правды, чтобы потом не было поздно?

Вот недавно была очень бурная дискуссия, о том, сколько же нужно учиться, 11 или 12 лет. Причем очень умные дяди и тети, так заболтали этот вопрос, что, как говорится, "А был ли мальчик?".

Где правда? 11 или 12

Если внимательно посмотреть на нормальные страны, то можно заметить, что система образования там построена несколько по-другому.

Учебу действительно начинают во многих нормальных странах c 6-ти лет, если мне не изменяет память во Франции с 5-ти лет. Для этого и существует начальная школа, которая очень часто строится, как отдельное здание с очень специфической архитектурой.

В начальной школе, как правило, учебный класс имеет зону для игр, а вокруг школы большая игровая и спортивная площадка. В этой школе, система обучения построена по принципу 70% это развлечения, а 30% непосредственная учеба.

Детей больше учат играть, общаться, петь, танцевать, даже правильно чистить зубы, и в перерывах между этим азбуке, арифметике, умению правильно переходить дорогу и правильно паковать свои завтраки. Вся эта учеба занимает 4-5 лет. И только после этого, ученик идет в среднюю школу.

У нас тоже формально существует начальная школа. Но именно только формально. Фактически детей 6-7-ми лет учат по той же методике, что и 12-15-ти летних. Бесконечные уроки, бесконечные глупые домашние задания, бесконечные нотации "ты не выучил", "ты не знаешь". Возможно это во многом связано с тем, что начальная школа у нас является частью средней и получается, что в 6 лет, вместо начальной школы, ребенок сразу попадает в среднюю. Лихо мы придумали.

У них только в средней школе начинается реальная учеба. Но и она носит скорее прикладной, чем теоретический характер. В средней школе учатся 5-6 лет, и получают общие знания в гуманитарных и естественны науках. Никакой специализации и углубленного изучения предмета. Средняя школа для этого не подходит.

Главным методом учебы является совместная работа в классе и совместные учебные мероприятия. Директор школы совершенно спокойно отнесется к тому, что учительница для того чтобы дети усвоили только один раздел темы урока может организовать представление или игру, которая займет несколько учебных дней.

Программа средней школы значительно урезана по сравнению с нашей. И это не удивительно. После завершения средней школы, ученик может поступить в гимназию, где он будет готовиться к поступлению в ВУЗ. Если ученик не собирается получать высшее образование, то для этого есть технические школы.

В гимназии (так называют эти заведения в Европе, в других странах они могут называться по-другому, но суть та же) ученик учится 3-4 года. В зависимости от специализации гимназии ученикам даются более углубленные знания или в гуманитарной или в естественной науке. Никому в голову не придет будущего юриста или экономиста пичкать биологией или физикой, или наоборот, будущего инженера замучивать изучением истории или основ права.

По завершению учебы в гимназии, ученик сдает независимые тесты и поступает в высшее учебное заведение. Причем поступает БЕЗ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ. Считается, что если ученик не тянет на учебу в ВУЗе, то его просто отчислят из гимназии, зачем в таком случае вступительные экзамены.

Теперь подсчитаем: 4 года начальная школа, 5 лет средняя школа, 3 года гимназии и того 12 лет. В нашем же варианте, какая разница 11 или 12 лет? От того, что ребенок еще лишний год посидит в средней школе, не будет никакой пользы. Другое дело, если бы эти годы он провел в нормальном заведении типа гимназии, тогда можно было бы и дискуссировать сколько лет надо учится.

Ответ оппонентам: аналогичная система с гимназиями существует в Польше и работает.

А нужно ли это учить?

Когда разваливался СССР, очень много велось дискуссий, что наша система образования не отвечает требованиям времени и ее такую создали по велению КПСС, надо все менять. КПСС уже нет давно, но "совок", которым так славилась советская школьная система, живет и процветает в Украине, как и во времена СССР. Разница, только в том, что теперь уже в классах не висят портреты Ленина, и учителя не вспоминают "о мудрой и заботливой партии".

Несколько раз приходилось слышать рассказ, как ученик из нашей школы, попадая в зарубежную европейскую школу, оказывался там "очень умным". Точнее, оказывалось, что его знания математики, скажем на 6 класс, оказывались значительно более продвинутыми, чем знания тех же учеников в европейской школе.

В этом ничего нет удивительного. Просто в нормальных странах учителя в средней школе не забивают голову ученикам разного рода балластом и чрезмерными теоретическими знаниями. Считается, и это вполне логично, что в средней школе ребенок должен, прежде всего, проявить свои способности. А разного рода специальные знания он получит в гимназии.

В нашей системе образования все перекручено. Ребенка пичкают разного рода теоретическими знаниями и явно перегружают ненужной информацией, а вот на развитие способностей ребенка времени нет. Ибо все хотят успеть, все выучить. Даже не задаваясь вопросом "А зачем это вообще нужно учить?".

Я думаю многие, и родители и ученики, задавались вопросом, а зачем мы учим этот интеграл. Если спросить учителя математики, какое практическое применение в жизни может иметь знание интеграла, я думаю, внятного ответа получить будет невозможно.

Я думаю, даже большой специалист из министерства образования не сможет дать понятный ответ. Ибо, ответ действительно непростой. Интеграл, как элемент высшей математики используется, только в ОДНОМ СЛУЧАЕ – для анализа данных нелинейного графика. Это действительно нужно отдельным ученым, которые изучают закономерности явления, которые проявляются при большом количестве испытаний или наблюдений. Но интеграл совершенно бесполезная вещь для продавца на рынке, менеджера банка, для президента торговой корпорации, для продюсера фильма, для директора завода и т.д.

Получается, что в школе учат знаниям, которые не имеют практического значения и носят очень узкую потребность для отдельных специальностей, которые, никак массовыми не назовешь.

Отдельный разговор о литературе. Только неисправимый романтик думает, что если детей будут пичкать разного рода "классиками", то они после этого будут умнее и разносторонне образованными. Скорее наоборот. Ничто так не вызывает у детей ненависть или отрицание, как навязывание им "псевдогероев".

Наверное, поэтому в советские времена самые прилежные отличницы, после того, как получали самые лучшие оценки за стих Тычины, "Мы за мир…" на переменах рассказывали: "А Тичина пише вірші, та все гірше, та все гірше. Як учить, того Тичину, краще з’їсти кирпичину". Вот это действительно настоящее отношение учеников к классикам.

А зачем им платить много

Во многом проблема "совка" в украинской школе, является продуктом проблемы – низкие заработки учителей. Заработная плата учителей не выдерживает никакой критики. Это уже традиция, если учитель, то нищий. И это в то время, когда в Германии, что бы стать учителем, конкурс желающих и для этого приходится сдавать специальные государственные экзамены. Что там Германии, в Турции учитель и престижная и прилично оплачиваемая работа. Почему, это происходит? Причин несколько.

У нас за счет чрезмерного и бессмысленного количества балласта заложенного в школьную программу получается излишек учебных часов и самих учителей. В результате, избыток учителей и ведет к тому, что если поделить на всех,- получается мало. А убрать балласт, уменьшить количество учителей и тем самым поднять им действительно заработную плату не хочется.

И еще один фактор. Во многих нормальных странах, школы содержат за счет муниципалитетов. (Для этого часть доходов государства и оседает в муниципалитетах, а не в столице). Это тоже положительно влияет на финансирование самих школ и на заработную плату учителей. При чем, очень часто именно местная власть заинтересована в хороших школах, ибо это прежде всего родители, которые являются электоральным полем, а значит, о нем нужно заботиться.

Не знаю правильно, это или нет, но в некоторых странах вообще нет министерства образования. Школы и вузы финансируются за счет местных бюджетов, а вопросы о стандартах учебных программ, сами учителя и преподаватели решают по средством своих негосударственных общественных организаций.

Говорят, что мировоззрение ребенка формируется до 10 лет, а потом у него формируется только отвращение к школе и всему чему его учат. Мне кажется, у нас отвращение к школе начинается уже после того, как первоклашки проучились первую свою учебную неделю.

Автор: Александр Охрименко, Президент Украинского аналитического центра

Освіта.ua
06.09.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев