Образовательные изменения или конвейер по перестановке слагаемых

Народные депутаты на днях здорово порадовали украинскую ребятню, в частности ту ее часть, которая коротает дни в общеобразовательных учебных заведениях

Образовательные изменения или конвейер по перестановке слагаемых

Отныне школьники в нашей стране, как и прежде, будут учиться на год меньше, поскольку система образования волевым решением высшей украинской власти снова переключилась в одиннадцатилетний режим.

Любопытно, что мнений по поводу нововведения столько, сколько, наверное, и людей. Те, кто поддерживает одиннадцатилетку, откупоривают шампанское и празднуют. Противники неустанно вопят, мол, это шаг назад, который непременно сыграет злую шутку с государством. Наверное, отчасти не правы и те и другие.

Причина в том, что истина в этом вопросе скрыта гораздо глубже, нежели сегодняшние споры, обсуждения и прочие, на мой взгляд, бессмысленные "переливания" из пустого в порожнее.

Если разобраться, станет совершенно очевидным тот факт, что нет никакого значения, сколько лет нашей детворе необходимо отсидеть за партой и тем более в каком возрасте нужно ребенка определять в детский садик. Безусловно, режим, тихий час, зарядки, общение с однолетками - все это идет на пользу. Однако не стоит забывать и о том, что многим детям гораздо комфортнее и проще развиваться в привычных домашних условиях.

Лично мне еще не исполнилось и пяти лет, когда мой ныне покойный дед, офицер в отставке и мастер спорта по легкой атлетике, научил меня читать по слогам, чеканить таблицу Пифагора, ездить на велосипеде и еще многим другим полезным вещам. Причем это все проходило в теплой семейной обстановке, без ремня. А главное, без типично детсадовских приемчиков.

Никто не ставил меня в угол, не кричал, не срывал на мне свою злость и не запрещал вставать из-за стола, не доев первое, второе и третье. Согласитесь, то, что даст ребенку дома педагог или кто-то из родителей, чадо никогда не получит от воспитателя. Хотя бы потому, что у воспитателя таких чад не один десяток и развивать всех просто не хватает времени.

Главная же беда привычного всем нам школьного образования кроется в самом его названии. Это "среднее" образование, суть которого отразил классик в фразе "мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Вот в этом и кроется смысл всей сегодняшней учебы наших школьников. И результат такой учебы всегда одинаков.

С первого класса дети привыкают лишь выполнять команды, приказы, наставления педагогов. Проще говоря, зазубрил, повторил, как можно быстрее отчеканил и…с такой же скоростью забыл. Но разве суть образования в этом, разве важны оценки, баллы и прочие вещи, которыми определяется успеваемость?

По большому счету, главная цель школьных занятий в том, чтобы научить ребенка самостоятельно мыслить, научить разбираться в окружающем мире. Дать ученику возможность максимально раскрыть свои таланты, определиться с тем, что нравится, а к чему душа не лежит. Заметьте, не учить, а дать возможность учиться.

К сожалению, стремление многих учителей во что бы то ни стало чему-то и как-то научить, просто перекрывает кислород детским попыткам что-либо понять, осознать, оценить. Думаю, не будет секретом и то, что отнюдь не на пользу детскому развитию постоянная гонка за успеваемостью. Большинство учителей стремятся повысить этот показатель в своем классе, кого-то заставляют заниматься зубрежкой, а кого-то просто "тянут за уши".

В таком виде, как сегодня, существующая система образования практически бесполезна. Это обыкновенный конвейер по производству оценок, баллов, исписанных тетрадок, аттестатов да выпускников с колокольчиками и красными ленточками. И совершенно непринципиально, сколько по времени эта образовательная машина работает - десять, одиннадцать или двенадцать лет. В итоге все равно получаются все те же не определившиеся со своим будущим, совершенно не имеющие понятия о том, как устроен современный мир, дети.

Лишь единицам удается прорваться сквозь монолитные бастионы среднего образования, среднего интеллекта и научиться думать. Таких ребят запросто можно узнать по тому, что, выходя за школьные двери, они уже четко знают, чего хотят, знают, в какой вуз пойдут учиться, а главное, кем и где они спустя несколько лет будут работать, сколько будут получать и где будут жить.

Именно количеством таких ребят можно запросто определить эффективность любой системы образования. И, начиная что-либо менять, нужно прежде всего стремиться к увеличению числа таких вот, хоть и маленьких, но уже думающих граждан. В противном случае любая реформа, любое нововведение, каким бы оно полезным ни казалось, лишь подтвердит прописную школьную истину: "от перестановки слагаемых сумма не меняется".

Автор: Вячеслав Старейченко, первый заместитель главного редактора "Известия в Украине".

izvestia.com.ua
09.07.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев