![]() |
Средняя школа Sam Houston в Хьюстоне (Техас) раньше была "фабрикой недоучек": 40% тех, кто приходил сюда учиться, не дотягивали до выпускного класса |
Опыт управления директора американской школы
Только половине ее учащихся (93% которых - латиноамериканцы, а 4% - афроамериканцы из очень бедных семей) удавалось сдать экзамены по математике и естественным наукам.
В 2008 году Комитет по образованию штата Техас разделил школу на два учебных заведения - ученики с первого по девятый классы стали учиться отдельно. Школьники начали заниматься математикой в два раза больше, чем прежде, - по два часа в день.
75% учителей (125 человек, оказавшихся никудышными преподавателями) были уволены или переведены на другие должности. В Техасе нет профсоюза учителей, и контракты с преподавателями можно расторгать с формулировкой "по достаточному основанию".
Директор школы Джейн Крамп признается, что день, когда ей пришлось сообщить этим учителям плохую новость, был худшим днем за всю ее карьеру. Но для школы тот день стал лучшим.
Крамп, которой сейчас 47 лет, в 2008-м была назначена директором Sam Houston за два месяца до начала учебного года. Набирая новых учителей на замену уволенным, она отказывала всем претендентам, которые начинали разговор о ежегодной "надбавке за риск" в размере $2500, которую школьный округ выплачивает преподавателям Sam Houston. Многие из новых педагогов молоды и относятся к своей профессии столь же пылко, как и сама Крамп: "Они пришли сюда по велению сердца, по призванию свыше, чтобы творить богоугодное дело".
Обнадеженные родители школьников проголосовали за то, чтобы назвать девятилетнюю школу "Академией по подготовке к поступлению в колледж", а школу для старшеклассников - "Центром математики, естественных наук и технологий".
Несмотря на претенциозные названия, это обыкновенные средние школы. Дети сами решают, продолжить ли им в будущем учебу в колледже, записавшись на соответствующий курс, или заниматься по расширенной программе профессиональной подготовки (среди специальностей, которым здесь учат, - косметология, слесарное дело, авторемонтное дело, медицинские лабораторные исследования).
Независимо от того, какую схему обучения выберет ученик, он продолжит заниматься математикой по два часа в день (с чтением и английским языком у них уже все должно быть в порядке). "Ребятам, может, и кажется, что математические знания никогда им не понадобятся, - говорит Крамп, - но математика учит человека думать".
Sam Houston получает стипендии от Университета Деврай, еще $800 000 школе выделяет действующая в масштабах всей страны некоммерческая организация Project Grad. Мотивацию учеников повышают транслируемые каждое утро по школьному радио объявления ("Хотите выиграть стипендию $4000?").
Крамп удалось наладить отношения между учениками и классными наставниками, сумела она увлечь и родителей. В старших классах Sam Houston нет свободных мест на курсах английского языка и информатики.
Каковы итоги первого года работы? Количество школьников, успешно сдавших экзамен по математике, увеличилось с 50% до 65%, а число тех, кто сдал экзамен по естественным наукам, возросло с 51% до 62%.
Количество дисциплинарных взысканий уменьшилось с 7000 в 2008 году до 3690 в 2009-м. В июне прошлого года из 500 учащихся выпускных классов Sam Houston успешно окончили школу 411 человек - на 100 человек больше, чем годом ранее.
Автор: Кристофер Хелман
forbesrussia.ru
29.06.2010