![]() |
Суммы так называемых вступительных взносов, которые практикуют государственные школы для первоклассников, впечатляют: от нескольких сотен гривен до десяти тысяч |
Социальная проблема: школы зарабатывают на первоклассниках
Взносы выбиваются из родителей настолько виртуозно и красиво, что последние чувствуют себя осчастливленными, а не обманутыми.
Потомки Остапа Бендера
Выдающийся комбинатор Остап Бендер прославился тем, что знал 301 способ честного отъема денег. Школы знают только три, но не менее эффективные.
Первый - самый легкий. Касается тех, кто не проживает в микрорайоне школы, но очень хочет в ней учиться. Итак, чтобы решить вопрос, следует обратиться к директору. Собственно, на этой встрече и будет обсуждена цена вступительного взноса.
Способ второй - организация собеседования. По инструкции о порядке конкурсного приема и соответствующему приказу Министерства образования, на встрече с будущим первоклассником учитель не имеет права проверять уровень знаний ученика даже согласно требованиям программы детского сада, не говоря уже об умении читать, писать считать. Кстати, конкурсные вопросы, предлагаемые ребенку, должны быть согласованы с районными управлениями образования.
Одна из работниц управления образования, которая по известным причинам не назвала свое имя, заметила: "Задания, согласованные с нами, не имеют ничего общего с теми, которые звучат на собеседовании. Но поскольку доказать это трудно, да и родители стараются избежать скандала - подобная ситуация остается неизменной".
Какой смысл в таком подходе? Марина Николаевна, учитель начальных классов одной из столичных школ, объяснила это так: "Когда присутствующий на собеседовании отец видит, что ребенок не справился с заданием, он понимает - его шансы быть зачисленным в школу, мизерные. И что нужно делать в таком случае? Идти к директору и просить принять финансовую помощь". Учителя рассказывают и о курьезных случаях, когда в налаженный конвейер по выкачиванию денег случайно попадает человек, "по поводу которого звонили". Тогда протокол о неуспешном прохождении собеседования рвется, вместо него пишется другой, а сумма взноса уменьшается в разы или вовсе отменяется.
Способ третий - не такой изящный, как предыдущие, но в трудную минуту пригодится. За месяц-два до собеседования при заведении организуются платные курсы, цель которых - якобы знакомство с кандидатами в первоклассники и подготовка к собеседованию. Заканчиваются эти смотрины традиционно (см. первый и второй способ) с той лишь разницей, что школа зарабатывает и на тех, кто не прошел испытания. Подобной схемой пользуются и репетиторы - учителя начальных классов, которым ничего не стоит "договориться, с кем надо" и "положительно решить вопрос поступления" в свою школу для воспитанника, родители которого честно платили за это в течение года.
Зачем школе "левые" деньги
О том, что школы собирают левые, неучтенные деньги в принудительном порядке, знают не только родители, но и управленцы. Различные инструкции и приказы о приеме в первый класс подчеркивают "недопустимость поступления внебюджетных средств в учебные заведения". Там же содержится требование ознакомить с данными документами педагогический коллектив. Неужели руководители школ не читали этих документов?
Конечно, читали. Но "на свой страх и усмотрение", по выражению одного директора, решаются на нарушение. Почему? В большинстве случаев не ради пополнения собственного кармана. Деньги, которые получает школьный бюджет от государства, настолько мизерны, что никак не могут решить его проблем. Директор одного столичного лицея возмущенно рассказывал, что полученных средств не хватит не только на новый компьютер и ремонт крыши, но даже на приобретение государственного флага, который по закону должен быть на каждой государственном учреждении.
Решить эту проблему должна реформа по предоставлению школам финансовой автономии, начатая предыдущим правительством. Тогда родители могли бы официально, согласно решению школьного совета, перечислять благотворительные взносы на специальный счет школы в Госказначействе. Но покинутые на полпути нововведения утонули в вихре предвыборных проблем. Поэтому школам приходится действовать старыми проверенными методами. И не всегда законными и прозрачными. Шантаж отказом о зачислении в 1 класс, прием наличных и дорогих подарков (ноутбук, видеокамера и т.д.) - таков неполный перечень методов, которыми без всяких угрызений совести выкручивают руки родителям руководители школ.
Смелость последних при нарушении законов (даже Остап Бендер хвастался тем, что уважает уголовный кодекс) и их вера в безнаказанность вызывает восхищение. И недоверие со стороны родителей: "Сомневаюсь, что мой вклад пойдет на ремонт, - рассуждает Ольга С., мама первоклассницы. - И развеять мои сомнения директор нашего лицея не сможет, ибо не отчитывается перед родителями, куда потратил наши деньги".
Вместо послесловия
Поступление в первый класс, кроме своего прямого назначения, связывает в один клубок и проблемы школы, и амбиции родителей. Но решаются они почему за счет интересов ребенка, которому придется пройти через трудное собеседование со строгой учительницей, получить тумаков от разочарованно мамы и упреки от репетитора, а потом долго отходить от стресса, вспоминая глупые вопросы из перечня задач.
Один из них, предприимчивая мама Наталья Н. правдами и неправдами получила в известном столичном лицее, меня особенно впечатлил. Мало того, что в сформулированных вопросах содержались грамматические ошибки, - сами задачи поражали цинизмом (ибо ставили цель "завалить" ребенка. Некоторыми из них могу поделиться с вами: "Какие бывают сооружения социального характера?", "Какие есть виды природных и сезонных явлений?", "Солнце - это звезда или планета?", "Назови известные тебе средства технической связи?", "Какое основное назначение папы и мамы?". Ответ на последний вопрос в контексте вступительной кампании в первый класс очевиден...
Автор: Оксана Онищенко
УМ
28.04.2010