![]() |
Всю прошедшую неделю одной из самых горячих тем для обсуждения было назначение на пост министра образования Дмитрия Табачника |
Какие изменения ждут украинское образование
Новый министр известен своими "антиукраинскими" (точнее, антигалицкими) высказываниями, посему неудивительно, что большинство протестующих против этого назначения вменяет в вину новому министру отсутствие патриотизма.
Но мы решили оставить национальный вопрос в стороне. Для большинства обычных граждан гораздо важнее то, что будет происходить конкретно в сфере образования.
В том, что изменения будут, кажется, не сомневается никто. А вот какие? Мы взяли на себя смелость предложить три сценария развития событий: ужасный, идеальный и «золотую середину». Беря на себя роль экспертов, палку мы не перегибаем: у обоих авторов в этом году дети оканчивают среднюю школу и поступают в вузы - тут поневоле заделаешься экспертом! Однако с настоящим специалистом мы тоже проконсультировались. Причем с одним из самых лучших в стране - экс-министром образования, руководителем Общественного совета педагогов и научных работников Станиславом Николаенко. Итак…
Вариант идеальный: "Детям - школы, учителям - деньги"
Мечтать, говорят, полезно, помечтаем и мы - о том, какой может быть идеальная украинская школа. Начнем со средней: для 6-летних малышей в ней созданы нормальные условия - есть комнаты для игры и отдыха, классы оборудованы удобной мебелью, уроки длятся не более получаса. Вместо унифицированной старшей школы - сеть специализированных лицеев: гуманитарных, технических, естественнонаучных. Из них молодые люди выходят уже с профессией. Но главная "изюминка" - система ранней профориентации. Психологи, начиная с младшей школы, проводят диагностику способностей и склонностей ребенка. Рекомендации учитываются при выборе лицея и поступлении в вузы.
Основой вступительной кампании остается внешнее независимое тестирование, которое начинает выполнять еще одну функцию - индикатора качества среднего образования в Украине. По его результатам выделяются лучшие школы, программы и учителя, их опыт изучается.
Но само ВНО не ставится во главу угла. "Главное сегодня не тесты, а повышение качества образования, - считает Станислав Николаенко, - для этого, учитывая свой и международный опыт, первым делом вместе с Академией наук нужно создать общие центры для разработки новых программ и учебных планов. Второе - необходимо усовершенствовать технические средства обучения, современную индустрию. Снабдить школы новыми партами (чтобы сколиоза не было у деток), обеспечить пособиями, учебниками, лабораторными приборами, техникой".
При этом пишутся новые учебники, в которых учитываются лучшие наработки предыдущих лет (в том числе и советские). Например, советский учебник геометрии (один из лучших в мире) можно отлично использовать и сейчас. В школах вводится глубокое изучение русского языка как языка межнационального общения, распространенного на всем постсоветском пространстве. Но это не мешает всей стране знать украинский.
Наконец, начинает внедряться существующая пока лишь на бумаге государственная программа информационно-коммуникационных технологий: в вузах создаются электронные библиотеки, широко применяются интерактивные методы обучения, самостоятельное, дистанционное обучение. Количество вузов сокращается, но взамен они получают более широкую автономию, возможность при поступлении проводить творческие конкурсы. Учителя и вузовские преподаватели приравниваются по статусу к госслужащим, зарплаты учителей вырастают до средних в промышленности, а для вузовских преподавателей - в два раза больше. Внедряется специальная государственная программа по обеспечению педагогов жильем.
Одним словом, рай на земле. Вот только жаль, что в нашей стране деньги на этот рай вряд ли найдутся.
Вариант Чудовищный: "Назад в совок!"
Честно говоря, с такими действиями, как сейчас, нашу систему образования вполне может постичь далеко не лучшая участь. И даже возвращение к 10-летке, обещанное многими политиками, которое отбросит Украину на десятилетия назад, существенно понизив "индекс человеческого развития", может показаться цветочками! Если верхушка и дальше продолжит политизировать все и вся, японский путь развития образовательной системы, обеспечивающий стране Восходящего солнца мировое признание, нам не будет даже сниться! Что мы можем получить?
По средней школе, которая, кстати, в советское время выпускала неглупую молодежь: аттестат наш так и не станет котироваться в мире, потому как количество учебных часов у нас и у них слишком разное. Причем перевес не в нашу пользу. К тому же продолжит сокращаться количество школ, а классы будут укрупняться. Ну, а что можно за 45 минут вдолбить в головы витающих в облаках подростков, если их 40 человек?! Кстати, на селе мы получим полную катастрофу: в лучшем случае останется по одной школе на три - пять сел, а это, в свою очередь, ускорит умирание самих сел. Уж что-что, а младшую школу, считает Станислав Николаенко, нам надо сохранить в каждом селе без исключения. Но вот удастся ли?
Уже сейчас есть "первые ласточки" намерений отказаться от тестирования: мол, абитуриенты должны иметь право выбора, как поступать. Прикрываются эти намерения заботой о выпускниках прошлых лет, которые учились по другим программам. Мы учили в школе украинский 25 лет назад и можем вас заверить: тест по языку вполне подъемный. Но если от ВНО откажутся, вернув полный комплект вступительных экзаменов в вузы, страна получит дикий всплеск коррупции в средней и высшей школе и основную массу "позвоночных" студентов, которые станут получать студенческие по блату. Как думаете, при таком раскладе будет ли высшее образование доступным для талантливых детей из небогатых семей?
Следующий шаг - отказ от болонской системы. Это однозначно поставит железный занавес между вузами Украины и Европы, а наш диплом превратит в пустую бумажку. А хроническое недофинансирование, в свою очередь, лишь усугубит дефицит учебников. По той же причине замрет и разработка новых пособий. При таком развитии событий Украина запросто превратится в страну третьего мира.
Золотая середина: "Ни вашим, ни нашим"
А теперь наиболее вероятный вариант развития событий. Он высчитывается по формуле "идеальный министр + мало денег". Выглядеть все это может примерно так.
Средняя школа: уже разработанную 12-летнюю программу никто трогать не будет, но и реформы никакой не предвидится. Большинство детей так и продолжат выпускаться из школ, совершенно не приспособленными к реальной жизни, не имеющими ни профессии, ни умений. Работы по совершенствованию тестов будут идти медленно, все слабые места таковыми и останутся. Например, разговоры о том, что украинский язык и литературу необходимо разъединить, а программы - упростить, так разговорами и останутся. На это банально не хватит денег.
Вступительная кампания будет проходить в три этапа: школьные выпускные + аттестат, ВНО, вступительные экзамены в вузы. Но институты и университеты ограничатся одним - двумя экзаменами, а то и собеседованием (чтобы снимать деньги, этого достаточно). То, что результаты тестирования все же будут учитываться, оставит небольшой шанс для талантливых, но бедных детей. А вот лазейки для «позвоночных» расширятся. Старшую школу станут реформировать бессистемно. Профессиональное образование ограничится, в лучшем случае, сетью учебно-производственных комбинатов.
С учебниками дела будут обстоять ни шатко, ни валко. Дефицит, глядишь, допечатают, а вот на разработку новых пособий деньги вряд ли найдутся. Разговоры об изучении русского так разговорами и останутся: на это не найдется ни денег, ни программ, ни (самое главное!) учителей. Ведь русская филология у нас давно в загоне. Одним словом, система образования будет скрипеть дальше по инерции. Не развалится - и на том спасибо.
"Я вам назову всего одну цифру, - резюмирует Станислав Николаенко, - в 2007 году на образование было потрачено почти 7% ВВП. Так вот, если мы ежегодно не будем тратить на образование хотя бы 8% ВВП, то кто бы ни был министром, никаких сдвигов к лучшему не будет".
Точка зрения: тут нужен профи
Назначение министром образования известного украинофоба Дмитрия Табачника, ставящего под сомнение украинскую идентичность, стало для общества, по словам президента НауКМА Сергея Квита, полной неожиданностью. Уже после первых заявлений новоиспеченного министра страну начало буквально трясти: что будет с тестированием? А с 12-леткой? Вернут ли взятки в вузы, как станут пересчитывать баллы аттестата? Об этом и других составляющих реформы системы образования сегодня и рассказывает Сергей Квит:
- Мне кажется, что на самом деле реформирования в образовательной сфере у нас не произошло. Что, в основном, было сделано до сих пор? Какие-то первые шаги в средней и высшей школе, а все остальное - риторика и определение приоритетов. Один из таких приоритетов - болонский процесс, но высшее образование мы не реформировали. Недавно я был в Вене: там проходила конференция ведущих европейских университетов, на которой подводились 10-летние итоги болонской реформы в Европе. Так вот Украину там даже не рассматривали, потому что по сути у нас нет никаких реформ!
Кое-кто также говорит: мол, может быть, лучше не болонский процесс, а какая-то новомодная своя система. Но нам всем нужно осознать: это просто невозможно, потому что нет национальной науки, разве что в плане открытий, сделанных нашими учеными. Украина сейчас находится в состоянии изоляции от реальных научных исследований, происходящих в мире. Во-первых, потому что страна не выделяет денег на развитие науки. Вторая причина: система нашего высшего образования анахроническая, постсоветская и не соответствует западной, не коррелирует с ней. И третье: украинская наука развивается в отрыве от английского языка, являющегося языком общения мировой науки. Если в мире появляются новые исследования, все публикации - на английском. Не желая этого признавать, мы сами себя загоняем в глухой угол.
А что касается Табачника, мне кажется, что его кандидатура просто не подходит на должность министра образования. Каждая политсила, приходя к власти, должна иметь возможность поставить на любой министерский пост того человека, которого считает нужным. Но Табачник не та кандидатура. Причем ни с профессиональной точки зрения: он - доктор исторических наук, а говорит такие вещи, которые вводят в заблуждение массовую аудиторию. Ни с этической: его высказывания можно квалифицировать как ксенофобию и разжигание межнациональной вражды.
Идеальным министром в такой ситуации может быть человек, который был бы более профессиональной, нежели партийной креатурой. То есть, который, возможно, не был бы настолько раскручен как политик, но имел бы авторитет в образовательных и научных кругах. А вот есть ли такая кандидатура у Партии регионов, я не знаю. Хотя с мнением педагогов и ученых, которые не согласны с сегодняшним назначением (а уже пошла такая волна), новому президенту придется считаться: игнорировать позицию многих людей нельзя.
Журналисты интересуются, есть ли в среде преподавателей и вузовских руководителей раскол на вакарчукистов, табачникофилов и нейтральных, но я бы не противопоставлял этих людей. Хотя бы потому, что у меня было много претензий и к тому, что делал предыдущий министр. То есть мы не должны сравнивать персоналии - надо смотреть в перспективу и искать такого министра, который сможет реализовать наиболее удачный для Украины вариант реформы. Причем его первыми шагами в сфере высшего образования должно стать предоставление украинским университетам реальной автономии по наиболее радикальному варианту. В моем понимании образцом для нас являются британские и американские университеты.
Авторы: Лариса Вышинская, Людмила Заглада
Газета Новая
22.03.2010