![]() |
1 марта отмечается Международный день общественно-активной школы. Это новое в Украине явление в последние годы набирает особые обороты – уже 350 школ в 19 областях присоединились к реализации такой программы |
Общественно-активная школа воспитывает лидеров
Речь идет о школах нового формата, которые выходят за привычные рамки обучения. Ближе познакомиться с их новаторством предлагает программный директор Всеукраинского фонда "Крок за кроком" Марина Ворон.
- Что это за новая общественно-активная школа и для чего создается?
- Мы говорим о международном движении школ, которые исповедуют необычные принципы обучения, воспитания и развития. Его цель – превратить школу в активного участника общественной жизни, способного задавать тон в решении важных и актуальных проблем той или иной территории. То есть, школа – не просто механизм для получения молодыми людьми необходимого набора знаний, а полноправный член сообщества, которого эта сообщество задействует для воспитания подрастающего поколения и вместе с тем использует его возможности с пользой для всего сообщества.
В общественно активной школе значительное внимание уделяется образовательным, социальным, оздоровительным услугам, развитию молодежного движения и привлечения местных жителей, улучшению учебы учеников, укреплению семьи и отношений между жителями сообщества. Школы становятся образовательными, культурными центрами, а также центрами отдыха для лиц любого возраста. Они открыты для каждого. Используя общеобразовательные школы как общественные центры, общественно-активные школы привлекают новых партнеров, тем самым создавая большой спектр услуг для детей, молодежи, семей и сообществ.
Общественно-активные школы не объединяются по политическому признаку. Потому что в это движение входят и страны Восточной Европы, страны СНГ, США, Канада, страны Восточной Азии и другие. Их всех объединяет главная идея – сделать школу широко доступной для общественности.
У нас даже есть такой лозунг – "школа, открытая 24 часа 7 дней в неделю".
- Очевидно, вы говорите в переносном смысле?
- Не обязательно. Мы подразумеваем, что каждая школа может быть полезна тому сообществу, в котором она находится. Например, община может использовать школьные ресурсы, школьные помещения. Приведу пример, который встречается практически во всех общественно-активных школах, – это школьные библиотеки. Они могут быть доступны обычным членам сообщества, не важно – учатся ли они в этой школе, или речь идет об их родителях. Пенсионеры, работающая молодежь могут прийти в школу, получить литературу, почитать свежие газеты.
Другой пример – доступность спортивных сооружений на территории школы. Мы ведь знаем, что сегодня стадионов и спортивных площадок стало меньше, а школьные зачастую используются не в полной мере. Еще стоит вспомнить о различных кружках, клубах по интересам, секциях, которые могут располагаться в неурочное время в классных кабинетах или мастерских.
Есть и уникальные ситуации, когда речь идет даже об оказании на территории школы некоторых услуг. Например, мы поддержали инициативу одной из школ о создании парикмахерской. Вначале мы думали, что это будет коммерческая структура, но она стала в большей степени обучающей. Школьники заинтересовались данным процессом, возможностью получить популярную специальность.
Поэтому мы стремимся, чтобы любая структура, возникающая при школе, была активно связана с учебным процессом.
- Открытие школьной парикмахерской – это реализация целого проекта!
- Можно сказать, что вы уловили характер организации нашей работы. Все, что делают общественно-активные школы, они делают на проектной основе. Проекты отражают те проблемы, те вопросы, которые существуют в местном сообществе. Но особенность этих проектов в том, чтобы не просто решить какую-то насущную проблему, а сделать это таким образом, чтобы школьники чему-то научились – каким-то практическим действиям, получили определенные знания, имели опыт работы в данной сфере.
Снова обратимся к примерам. Школа готовит экологическую акцию, условно назовем ее «Чистая вода». Школьники изучают, что такое чистая вода, какая вода пригодна для питья, как ее очистить и что нужно сделать для того, чтобы на местной территории не просто был чистый источник, но чтобы им могло пользоваться местная община. То есть, проектная деятельность направлена как на знания, умение и практическую сторону, так и на решение проблем местного сообщества.
- Можно ли говорить об актуальности данных школ в Украине, учитывая наши реальности?
- Это действительно так. Причем, в равной степени для сельской местности и больших городов. Исторически украинская школа всегда была центром местного общества. Школы выполняли не только учебную функцию, они активизировали и обучали сообщество. Сегодня в Украине есть неотложная потребность воспроизвести этот опыт, поскольку во многих городах, селах и поселках нашей страны в основном школа является единственным центром образовательной, культурной и духовной жизни сообщества. Существует также проблема разобщения людей. Общественно-активная школа помогает собрать местное сообщество. Бывает, что в малых городах, в селах нет клубов, нет библиотек, нет места, где люди могут собраться. И школа, предоставляя свои помещения, действительно решает проблему объединения. Общественно-активные школы изучают свой регион, знают его историю и планируют свое будущее.
В общественно-активной школе и учителя становятся другими. Это не просто преподаватели, которые отчитали физику или литературу. Они умеют заинтересовать ребенка общественной деятельностью. А ведь это так важно – все лидеры в той или иной степени были общественными деятелями. В наших школах воспитывается поколение молодых людей, которые завтра будут знать, как изучить потребности сообщества, как общаться в сообществе с разными поколениями, как находить подход к маленьким и старшим. То есть, те лидеры, которые придут на смену нынешним.
- Какое значение вы уделяете развитию общественно-активной школы в сельской местности?
- Для села школа – это центр. А учитель – весомый авторитет. Школа может активизировать общественные движения и развить местные традиции. Например, есть под Киевом небольшое село Боривка. Оно оправдывает свое название, потому что расположено практически в сосновом бору. Издавна в селе особое внимание уделялось различным изделиям из дерева. Школа решила восстановить старое ремесло, и селяне откликнулись на эту инициативу. В каждой семье уже были определенные навыки, нужные инструменты. Жизнь закрутилась.
Важно знать культуру того региона, в котором работает общественно-активная школа. Так, в западных областях Украины большое внимание всегда уделялось образованию детей. Поэтому первой программой, которую мы предложили для реализации, была подготовка детей к школе через обучение их родителей. И она имела успех.
Готовя первые инициативы, мы стараемся сформировать общественное мнение. Сначала общаемся со школой, с сельским головой, если в селе есть священник, то обязательно говорим и с ним. А потом проводим собрание сельской общины, на котором рассказываем про опыт других школ, приводим яркие примеры. Как правило, после этого формируется актив общественно-активной школы, в который входят учителя и ученики, родители и представители сообщества. А уже дальше они сами решают, в каких направлениях работать.
- Какая роль Всеукраинского фонда "Крок за кроком" в этой работе?
- В 2003 году мы начали реализацию программы "Школа как центр развития сообщества" при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта, и сейчас работаем уже с пятым ее проектом. У нас подготовлен ряд методик, семинаров. Также проводим тренинги. Тесно сотрудничаем с областными и городскими госадминистрациями. В рамках программы у нас разработан спецкурс для директоров школ, он предлагается для слушателей областных институтов последипломного педагогического образования. И таким образом программа внедрена в государственную систему.
И мы активно сопровождаем школы в их проектной деятельности – у нас большая сеть наших консультантов, которые работают в регионах.
- Какие планы определяете на 2010 год?
- В этом году проведем международную конференцию, где будет представлен опыт Украины и опыт наших коллег из других стран, работающих в этом направлении. Также готовится большая международная акция "Весенняя неделя добра", цель которой – привлечь внимание к деятельности общественно-активных школ. На подходе издание пособия, которое называется "Школа для сообщества, сообщество для школы", где можно ознакомиться с новыми направлениями деятельности общественно-активных школ. И со стандартами качества деятельности общественно-активной школы. У нас наработаны 9 обязательных стандартов: лидерство, партнерство, социальная инклюзия, услуги, волонтерство, обучение на протяжении всей жизни, развитие сообщества, вовлечение родителей, школьная культура, и только их выполнение позволяет школе получить статус общественно-активной.
Каждый год определенное количество школ обучаются технологиям, чтобы стать общественно-активными, и нам приятно, что это число постоянно увеличивается.
Максим НАЗАРЕНКО, "Национальный пресс-клуб "Украинская перспектива"
Освіта.ua
01.03.2010