Программа "Путь к успеху" от Intel в Украине

Пять причин того, почему программу Intel® следует продолжать внедрять в школах Украины

Программа "Путь к успеху" от Intel в Украине

Программа Intel® „Путь к успеху”, созданная корпорацией «Intel» в сотрудничестве с национальными образовательными правительственными организациями разных стран, внедряется в Украине с марта 2009 года. Эта программа призвана развивать и стимулировать навыки мышления, что является актуальным для молодежи в ХХІ веке, и внедрять новейшие информационные технологии путем обучения в образовательной среде. Программа Intel® „Путь к успеху” является частью образовательной инициативы Intel „Инновации в образовании”, которая направлена на то, чтобы совместно с ответственными деятелями образования и мировыми государственными лидерами нести дух инноваций в процесс обучения и помогать сегодняшним ученикам стать успешными в современной экономике, которую еще называют «экономикой знаний».

На сегодня программа Intel® „Путь к успеху” состоит из трех курсов:

Программа Intel® „Путь к успеху” одобрена для использования в общеобразовательных учебных заведениях комиссией научно-методического совета по вопросам образования Министерства образования и науки Украины (Письмо о присвоении грифа Министерством образования и науки Украины от 15. 07. 09 г. № 1.4/18-2821). Программа адаптирована к Государственным образовательным стандартам Украины и учебным программам. Внедрение программы предусмотрено за счет вариативной составляющей учебных планов, часов работы кружка, во время прохождения учебной практики в общеобразовательных учебных заведениях и заведениях внешкольного образования.

Служба мониторинга программы сформулировала пять причин того, почему программу Intel® „Путь к успеху” следует продолжать активно внедрять в школах Украины.

Причина 1. Влияние программы на формирование у школьников навыков, которые им нужны для успешной деятельности в условиях конкуренции в ХХІ веке.

Каждое учебное занятие по программе Intel® „Путь к успеху” фасилитаторы строят так, чтобы у учеников:

  • вырабатывались навыки сотрудничества ‑ в течение 11-ти занятий ученики работают в неизменных парах, остальные шесть занятий – в малых группах по 3‑5 человек;
  • формировались умения пользования компьютерными технологиями ‑ в течение обучения по программе ученики осваивают такие программные средства, как графический и текстовый редакторы, электронные таблицы, программу подготовки презентаций, систему поиска в Интернете, технологию Веб 2.0 и тому подобное;
  • формировались навыки критического мышления.

Причина 2. Влияние программы на формирование у школьников активной жизненной позиции – понимание того, что именно от их деятельности или бездеятельности зависит решение проблем сообщества.

Один из курсов программы посвящен жизни в сообществе и решению проблем сообщества (68 % всех учеников-участников программы, а это 2040 школьников, в 2012/13 у. г. посещают именно этот курс). В итоговой анкете фасилитаторы отмечают повышение понимания учениками их принадлежности к местному сообществу.

Причина 3. Позитивное влияние программы на уровень инновационных процессов в школах-участницах.

Все участники программы ‑ и сами учителя-фасилитаторы, и администраторы школ-участниц, и ученики, и их родители – отмечают существенное влияние программы на учебно-воспитательный процесс. Выводы, сделанные по результатам телефонного интервьюирования администрации заведений-участников программы, такие.

На вопрос «Как в целом вы оцениваете участие вашей школы в программе?» получены такие ответы: очень позитивно – 32 %; в целом позитивно – 54 %; нейтрально – 14 %. Негативные ответы отсутствуют. А на вопрос «Заметили ли вы изменения в учебно-воспитательном процессе школы в связи с ее участием в программе?» получены такие ответы: да – 74 %; трудно ответить – 10 %: нет – 16 %.

Кроме того, по результатам телефонного интервьюирования среди изменений в учебно-воспитательном процессе школы члены администрации отмечают, что „…приемы и методы программы используются при изучении других предметов; в воспитательной работе заметны изменения в учениках: ученики начали думать; класс стал сплоченнее; дети демонстрируют свои знания другим ученикам школы; дети учатся видеть проблемы и решать их; учителя интересуются программой; уровень знаний учеников поднялся; дети задумываются о выборе профессии; дети заинтересовались компьютером, как машиной, которая помогает учиться; дети заинтересовались социальными проектами; повысилась активность детей”.

Только 12 % из числа опрошенных сообщили, что не имеют отзывов от родителей, учеников и учителей. Остальные респонденты отмечают позитивные отзывы о программе. Причем участники учебно-воспитательного процесса не только выражают их устно, но и размещают на школьном сайте. Родители отмечают, что дети начали задумываться о будущей профессии, классные руководители наблюдают улучшение отношений в ученических коллективах, отмечают, что „дети стали более инициативными”, учителя-предметники говорят, что „ученики не просто играют, а используют ПК для обучения; улучшается мышление учеников, их умения анализировать, оценивать события, явления, действия, результаты”. Один заместитель директора сообщил: „Все они образовали сообщество. Занятия с 15 до 17-ти часов, и родители переживают, что дети поздно возвращаются домой, отмечают занятость и заинтересованность учеников”. Встречаются и такие отзывы: „Ученики хотят работать; научились выделять главное; они заинтересованы”. Никаких негативных отзывов о программе респонденты не сообщили.

Последний вопрос, который ставили заместителям/директорам школ, касался планов школы относительно ее участия в программе. Однако администрация школ обеспокоена тем, будут ли выделены на это часы. Некоторые респонденты приводили такие аргументы о продолжении сотрудничества с курсом программы: „Плюс для школы; школа имеет информационно-технический профиль, и участие в программе дополняет работу школы; школа пригородная, часто принимаем гостей, хотим и должны развиваться, и грех не использовать такие возможности; видим практические результаты работы, заинтересованность учителя и детей, желание классных руководителей продолжать работу”.

Причина 4. Влияние программы на повышение уровня профессионального мастерства учителей школ.

Все участники программы ‑ и сами учителя-фасилитаторы; и администраторы учебно-воспитательных заведений – отмечают существенное повышение профессионального и методического уровня педагогов-участников программы.

Так, в итоговой анкете 76 % фасилитаторов сообщили, что используют методы, усвоенные в курсе программы, при преподавании других предметов. Во время подведения итогов обучения 74 % фасилитаторов отметили, что они как преподаватели положительно изменились благодаря участию в программе.

Телефонный опрос заместителей директоров школ показал, что в подавляющем большинстве учебных заведений педагогические коллективы школ, члены методических объединений, родительская общественность осведомлены о внедрении программы в школе. Обычно фасилитаторы выступают на „…педсоветах, совещаниях при директоре, городских и районных МО учителей, учебно-методических семинарах, конференциях, родительских собраниях, фестивалях методических идей”. Программа будет также популяризироваться на „семинарах для классных руководителей, ученических линейках”.

82 % респондентов отметили, что они заметили изменения, которые произошли с учителем, ставшим фасилитатором. Среди изменений, произошедших с учителем-фасилитором, респонденты отмечают: „…стал более самостоятельным, инициативным; по-другому стала проводить уроки; стала видеть результат; повысился методический уровень; элементы технологии использует на уроках биологии; стала более коммуникабельной; стала лучше выступать; повысился профессиональный уровень; усовершенствовал свою методику как специалист, имеется прогресс; стала активной в работе; включается в работу для города”.

Во всех случаях, когда учитель-фасилитатор аттестовался, его деятельность в программе положительно влияла на результат аттестации (квалификационные категории или подтвердились, или повысились без проблем, кроме этого установлены педагогические звания). А один заместитель директора во время интервью сказал: „Буду аттестоваться в следующем году, что обязательно повлияет на повышение категории ”.

Причина 5. Школьники Украины заинтересованы в программе.

Последней пятой причиной продолжения внедрения программы в школах Украины является большое желание школьников посещать занятия и получать ощутимый результат от обучения, ведь ученики сразу используют приобретенные знания, умения и навыки, да еще и получают возможность вносить изменения в собственную жизнь и в жизнь своего сообщества.

В итоговой анкете фасилитаторы отмечают большую заинтересованность учеников программой Intel® „Путь к успеху. В сообщениях многочисленных блогов фасилиторов, посвященных программе Intel® „Путь к успеху”, можно прочитать много одобрительных отзывов учеников о программе. А самое меткое отношение учеников к программе прозвучало однажды в школе № 168 г. Киева: на предложение учителя-фасилитора завершать работу, ибо уже давно вышло время занятия, ученики ответили: „Лариса Петровна! Как Вы не понимаете – это нужно нам не для оценки, это нужно для нас самих!”.

Вместо послесловия

„Курс должен жить!” – так лаконично и метко написал в своей итоговой анкете один фасилитатор. Основные причины для этого изложены выше. А обобщить все вышесказанное можно одной фразой: если вы действительно хотите внедрять в учебно-воспитательный процесс компетентносный подход и личностно ориентированные технологии – вовлекайтесь в программу Intel® „Путь к успеху”, ибо в ней имеется и современное обучение (обучение сотрудничеству, критическому мышлению и компьютерным технологиям), и моральное воспитание (обучение учеников строить собственную жизненную траекторию), и мощное развитие учеников. Для учителей в программе есть хорошая основа для их профессионального роста.

Подготовлено по результатам мониторинговых исследований программы с 2010 по 2013 год.

Алла Забарна, координатор специалистов по мониторингу программы Intel® „Путь к успеху”

Освіта.ua
22.08.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!