Инклюзивное образование в Украине "пробуксовывает"

В Украине ежегодно увеличивается количество детей с особыми потребностями. Получить нормальное образование таким детям крайне сложно. Впрочем, попытки интегрировать их в обычные школы есть, и эти эксперименты довольно успешны, говорят эксперты

Инклюзивное образование в Украине "пробуксовывает"

Количество детей с особыми потребностями в Украине с каждым годом растет. Сейчас в стране живет более 165 тысяч таких детей в возрасте до 18 лет. В основном у таких детей наблюдаются врожденные аномалии, болезни нервной системы, расстройства психики и поведения. Поэтому, чтобы интегрировать "особых детей" в общество и предоставить им нормальное образование, общественные организации совместно с научными и профильными госструктурами еще десять лет назад разработали экспериментальную программу по внедрению инклюзивного образования.

Общество воспринимает, но...

В эксперименте по привлечению детей с особыми потребностями к учебному процессу в обычных школах изначально принимали участие 22 учебных заведения, рассказала программный координатор Всеукраинского фонда "Крок за кроком" Юлия Найда. Именно эта общественная организация стала инициатором эксперимента по внедрению инклюзивного образования в Украине. Впоследствии этот эксперимент стал распространяться по всей Украине, и сейчас школ, практикующих инклюзивное обучение, стало больше. Только во Львове действует до 80 инклюзивных школ. Среди детей, посещающих такие классы, есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органическими поражениями головного мозга, сенсорными нарушениями и другими расстройствами развития.

"Общество у нас готово к тому, чтобы эти дети ходили в обычные классы. Но готов ли отдельный учитель, отдельный директор в условиях ограниченного бюджета внедрять инклюзивное образование? И готовы ли родители обычных школьников к этому? Это открытый вопрос", - прокомментировала Юлия Найда. Эксперты констатируют, что в Украине лишь одиннадцать процентов от общего количества учебных заведений являются приспособленными к потребностям детей инвалидов.

     

"В Украине только отдельные учебные заведения могут похвастаться хотя бы возможностью свободного доступа для детей с физическими недостатками. Да и отдельные учителя не готовы обучать таких детей, а некоторые родители могут просто не захотеть, чтобы их малыш сидел за одной партой с инвалидом", - говорят в Белоцерковском городском обществе детей-инвалидов и их родителей.

И школы, и родители недостаточно проинформированы о том, что дети-аутисты, с синдромом Дауна, больные ДЦП имеют право на полноценное образование и как его можно реализовать в Украине. "Сейчас на инклюзивном обучении в Украине находится 18 тысяч детей. Еще 65 000 учится в специнтернатах", - рассказывает программный координатор Всеукраинского фонда "Крок за кроком". Она отметила, что обычным школам не хватает спецоборудования, которое помогает детям с особыми потребностями. Специальные парты, слуховые аппараты и т.д. вынуждены покупать или родители, или меценаты.

Родители делают все возможное

Белоцерковская школа - одна из нескольких десятков в Украине, где несколько лет назад ввели инклюзивную форму обучения. Там учатся более тридцати учеников, больных церебральным параличом. С виду это обычное учебное заведение, однако, присмотревшись внимательнее, видно, что здание оборудовано специальными пандусами и лифтом, которым можно подняться в класс на инвалидной коляске. Ольга Никитюк, ученица 9-го класса, чувствует себя в этой школе комфортно. Ее семья переехала в Белую Церковь из города Бровары именно из-за этой школы, где может учиться их "особый" ребенок. "Когда я была в Броварах, я сидела фактически в четырех стенах, ни с кем не общалась. Это было для меня очень тяжело. А теперь у меня появилось много друзей", - рассказывает девушка.

Внедрять инклюзивное образование в Украине приходится разнообразным ассоциациям родителей "особых детей". Центр раннего развития для детей с синдромом Дауна работает только год, однако за это время члены центра помогли почти пятистам семей интегрировать детей с синдромом Дауна в общество, создать условия, при которых ребенок идет в обычный детский сад или школу. "Дети с синдромом Дауна сложнее и дольше учатся, поэтому им необходимо стартовать раньше своих сверстников. При постоянных занятиях с раннего возраста, эти дети могут в дальнейшем пойти в обычные детские сады и школы. У нас есть такие примеры", - говорит Сергей Курьянов, президент Всеукраинской благотворительной организации "Даун Синдром".

Родители детей с особыми потребностями хотят, чтобы школ, где бы практиковалось инклюзивное обучение, становилось больше. Тогда каждый инвалид чувствовал бы себя неотъемлемой частичкой общества.

Автор: Лилия Гришко

Німецька хвиля
19.12.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Ирина
Я работаю в классе с инклюзивным обучением.Красиво все на словах,но очень тяжело работать без учебников,программ,пособий и т.д. Когда в классе 3 ребенка с особенностями в развитии и 1 ассистент учителя это сложно.
Таша
Смотрю на фото на сайте и думаю, в нашей школе даже в туалетах не унитазы стоят и это в городской школе-то; крыша течет, трубы даже не платиковые, нет пластиковых окон, учителя покупают раздаточный и наочный материал за свои деньги... У нас просто невозможны инклюзивные классы: условий нет и не предвидется, не у всех родители с деньгами , которые можно на школу потратить. Да и теоретическое понимание от практики (в смысле принятия таких людей в коллектив) очень далеки. А хотелось бы конечно...
Ната
Уважаемые учителя!!!! Вот вы рассуждаете просто как педагоги. Да это очень трудно! А представте как трудно родителям!!! я сама учитель и имею такого ребёнка. Некоторые детки с особыми потребностями умнее ,чем"здоровые"..Но клеймо ДЦП . и все думают ,что дыбил. Уж кого мы учим в общеобразовательных, да и в гимназиях я знаю не по наслышке(( А к таким детям нужен особый подход, им надо помочь Наше государство от нас отвернулось! Они красиво только говорят. Прорабатав в гимназии больше10 лет я от директора получила отказ(незахотела брать моего ребёнка, хотя никоггда в глаза её не видела, но диагноз слышала..)И теперь я работаю в одной школе, а дочка учится в другой. Обучение надомное, а один раз в неделю вожу её на занятия в класс(а сама сижу в коридоре, иногда тетради проверяю , чтобы время не терять)
Лариса
Як вчити, чому вчити дитину в 6 класі на уроці укр. л-ри, якщо їй важко згадати сюжет простенької казочки? Може, є якісь методики? Ніхто не пояснить, як оцінювати роботу таких дітей, наприклад. диктанти, вірші напам"ять, якщо при ДЦП мовлення порушене, рука не справляється з письмом, дитина засинає, бо дуже швидко втомлюється. Може, достатньо для соціалізації таких діток відвідування кількох уроків на тиждень? Залишили абсолютно все на непідготовленого вчителя! А серце болить, бо не знаєш, що робити, як бути корисним особливій дитині.
Ярославна
Начаю дитину у загальноосвітньому навчальному закладі з діагнозом "легка розумова відсталість" за програмою інтенсивної педкорекції за індивідуальною формою навчання. Підручники з усіх предметів відсутні ... Це соціалізація чи знущання над дитиною і вчителем?
lamela
ДЦП тоже бывает разной степени. У моего ученика две младшие сестры-близняшки с ДЦП. Девочкам сейчас по 9 лет. Одна ходит, уже читает по слогам, немного пишет. Вторая сама может только сидеть, со своей коляской она справиться не может, постоянно в памперсе, ручку в руке удержать не может, пока только пару букв узнает в букваре. Сможет ли такой ребенок ходить в обычную школу?
Клавдия
У меня в классе обычной школы 27 учеников. из всей параллели - самый большой класс. В классе учиться ребёнок с ДЦП. Первый год было сложно. Адаптация была долгой. Сейчас - ничего.
lamela
В следующем году набираю первый класс - уже есть 38 детей. Представляю в таком классе еще и ребенка с особенными потребностями. Я не знаю, что буду делать с этими! Уже сейчас родителям детей, которые на индивидуальном обучении, говорят: "Пусть ваш ребенок идет в школу со всеми детьми, мол, он должен социализироваться ". А то, что этот ребенок через каждых пять минут ходит в туалет, что он ночью от боли не спит и не сможет нормально воспринимать на уроках материал, что он нервничает и вздрагивает от каждого лишнего звука - это никого не беспокоит. Главное - социализация!
Oksana
У нашій школі також є дітки, які мають особливі освітні потреби (розумово відсталі). І вчителі і діти нормально сприймають цих дітей. Але проблема в тому, що вчителям не дають жодних вказівок, як саме навчати таких дітей. Вчителі самі повинні шукати матеріали для уроку, який сам по собі вже незвичний. Якщо й впроваджувати інклюзивну освіту, то потрібно визначити саме вчителям , які особливості навчання таких діток
123
В классах, где учатся такие дети сколько учащихся? Тоже по 30?
Irina
Для забезпечення ефективності навчально-виховного процесу наповнюваність класів з інклюзивним навчанням становить не більш як 20 учнів, з них: одна - три дитини з розумовою відсталістю або вадами опорно-рухового апарату, або зниженим зором чи слухом, або затримкою психічного розвитку тощо; не більш як двоє дітей сліпих або глухих, або з тяжкими порушеннями мовлення, або складними вадами розвитку (вадами слуху, зору, опорно-рухового апарату в поєднанні з розумовою відсталістю, затримкою психічного розвитку), або тих, що пересуваються на візках. Зарахування дітей з особливими потребами до спеціальних класів здійснюється на підставі: – письмової заяви батьків або осіб, що їх замінюють; – направлення відповідного органу управління освітою; – висновку психолого-медико-педагогічної консультації з рекомендаціями щодо організації навчально-виховного процесу; – індивідуальної програми реабілітації дитини-інваліда (для дити...
Кирнос Светлана
Как написать заявление(образец) на инклюзию в детский сад?
Комментировать