Оценки в НУШ без традиционных табелей и с правом на ошибку

Формирующее оценивание в НУШ призвано развивать в детях уверенность в своих силах

Оценки в НУШ без традиционных табелей и с правом на ошибку

В 2018 году первоклассники Украины пошли в Новую украинскую школу. Реформа образования касается разных аспектов школьной жизни, подходов к преподаванию и оцениванию. В частности, для учеников первых классов ушли в прошлое табели, а привычные оценки в виде абстрактных цифр заменили на конкретные критерии личного развития, освоения компетенций и навыков. Теперь родители могут узнать об успехах своего ребенка из «Свидетельства достижений». Этот документ дает более широкое понимание развития школьника и помогает учителю формировать индивидуальные подходы к каждому.

О том, как теперь работают над ошибками в начальной школе, почему в НУШ отказались от традиционного оценивания и каким образом информируют родителей о достижениях в учебе, рассказывает одна из идеологов Новой украинской школы и бывшая советница министра образования и науки Украины Оксана Макаренко.

«Бей - беги - замри!»

Невозможно не делать ошибок, когда ты учишься. Такой осознанный, отрефлесированный опыт помогает ребенку понять, как двигаться дальше, чтобы ошибок стало меньше. Исследование - это путь, на котором ошибок не избежать. Однако очень важно, чтобы этот опыт был правильно коммуникован», - утверждает соавтор концепции НУШ.

Постоянный стресс и страх ошибиться может еще в детстве отбить желание учиться в течение жизни. В современном мире это - один из ключевых навыков. Именно поэтому очень важно, особенно в раннем школьном возрасте, не наказывать за ошибку, а показывать путь ее исправления в будущем.

Чтобы объяснить, как ошибочная реакция на ошибку может повлиять на отношение ребенка к обучению и даже на здоровье, Оксана обращается к понятию так называемого «рептильного мозга» человека. Появление этой старейшей части мозга ученые, в частности автор теории «триединого мозга» Пол Маклин, связывают с эволюцией. Рептильный мозг отвечает за базовые инстинкты, биологическое выживание вида и реакцию на стресс. Тот самый стресс, который получает и ребенок, когда его наказывают за ошибки.

«Обычно то, что у нас получается хорошо, оценивается организмом как положительный опыт, а то, что не очень, - отрицательный. Положительный опыт связан с так называемым «гормоном мотивации» (дофамином), который вызывает у человека чувство счастья и радости. В то время как отрицательный - с кортизолом. Этот гормон тоже необходим человеку, но только в небольших пропорциях. Если ребенок все время боится ошибиться, он находится в стрессе, который активирует врожденную поведенческую реакцию самой старой части мозга человека - «бей, беги, замри!»», - объясняет Оксана.

Эта реакция может проявляться в форме агрессии к учительнице или более успешным ученикам («бей»). Другой вариант - ученик любым способом будет искать возможности избегать будущих наказаний за ошибки. Такие дети меньше интересуются обучением, предпочитают скорее прогулять урок, чем стрессовать. Их мозг включает реакцию «беги». Третий вариант реакции на стресс - когда дети, защищая себя и насильно выключая любые чувства, прекращают реагировать и замыкаются в себе («замри»).

Оксана подчеркивает: все эти три вида естественных реакций организма негативно влияют на ребенка, особенно в молодом возрасте. Постоянный стресс может привести к дистрессу, который может стать началом серьезных проблем со здоровьем. У таких детей может измениться осанка или уже в возрасте 7-10 лет развивается сколиоз.

НУШ - поощрение правильного ответа, а не наказание за неправильный

«Школа должна быть местом с доброжелательной атмосферой, где ребенок отвечает и не боится ошибиться. Именно поэтому система оценивания не должна существовать в формате ошибся - наказан. Оценки должны не вредить моральному и физическому здоровью ребенка, а помогать маленькой личности расти над собой, мотивировать ее меняться к лучшему. НУШ - это поощрение правильного ответа, а не наказание за неправильный. Современная система оценивания отслеживает процесс работы над собой, это отражает каждый балл в Свидетельстве достижений ученика», - отмечает Оксана.

«Зеленая ручка» - это символ реформы образования, гуманистического подхода к оцениванию школьников. Вместо того чтобы зачеркивать ошибки, НУШ предлагает показывать ребенку, что ему удалось лучше. Хвалить за успехи, а не наказывать за неудачи. Вместо постоянного страха ошибиться - сознательно учится избегать этих ошибок в будущем и понимать, как их исправлять.

«НУШ - целостная траектория обучения, которая не может работать директивно. До того, как формулировать концепцию НУШ, мы провели огромную исследовательскую работу, в частности, делали опрос работодателей, какие навыки ценятся больше всего, какие умения делают человека конкурентоспособным на рынке труда. Среди них чаще всего называли умение решать сложные проблемы, эмпатию и креативность. Все эти навыки невозможно развивать, если человек боится ошибиться», - напоминает Оксана Макаренко.

Навыки для успеха

Государственный стандарт начального образования предусматривает, что учитель должен помогать ученикам формировать навыки, которые помогут им чувствовать себя свободно и безопасно во взрослой жизни, быть конкурентоспособными на рынке труда. Чтобы этого достичь, должны быть изменены не только подходы к преподаванию, но и оцениванию также.

В отличие от традиционного, формирующее оценивание, которое сейчас введено в начальных классах НУШ, нацелено на оценку не только уровня знаний учащихся, но и на оценку умений и навыков, которые они освоили в течение учебного года. Оно помогает учителю определить индивидуальный подход к обучению каждого ученика, в соответствии с особенностями его восприятия информации и темпами освоения. Формирующее оценивание мотивирует учащихся и помогает родителям объективно понимать сильные и слабые стороны ребенка.

В Свидетельстве достижений подробно расписаны составляющие каждого навыка, которым должен овладеть школьник. А также соответствующие уровни освоения: «имеет значительные успехи», «демонстрирует заметный прогресс», «достигает результата с помощью учителя», «требует значительного внимания и помощи». Кроме того, для лучшего понимания прогресса в личном развитии ребенка в Свидетельство достижений ученика добавились характеристики, касающиеся так называемых «мягких навыков» (soft skills). Они отвечают за бесконфликтное участие в образовательном процессе, работу в команде и соблюдение правил поведения и формулируются как «Доброжелательно относится к окружающим», «Решает конфликты мирным путем», «Берет ответственность за свои действия» и другие.

Совершенно секретно

Оценивание должно быть конфиденциальным, а не приводить к конфликтам между учениками и соревнованиям между родителями. Ребенок должен конкурировать не с другими, а с самим собой в прошлом (и таким образом можно увидеть развитие в динамике). Именно поэтому в НУШ информация об оценивании (формирующем и итоговом) - конфиденциальная. Учитель может обсуждать оценки только с учеником, его родителями и, при необходимости, с соответствующими специалистами.

Обратная связь

Характеристики, которые включает «Свидетельство достижений», - это обратная связь, которая необходима детям и родителям. Так они лучше понимают, на что стоит обратить внимание и на развитии каких навыков произошел заметный прогресс. Вместо сухих цифр родители видят, что дети уже знают и умеют, а к чему еще надо приложить усилия.

Оксана Макаренко привела пример из педагогического опыта своей мамы, учительницы начальных классов. Еще задолго до реформы она колебалась, как оценить старания ученика, который хотя и делал много ошибок в диктанте, продолжал работать добросовестно. Прилагая усилия, он старался и рос над собой. В результате с каждым написанным диктантом ошибок становилось все меньше. Хотя он все равно писал хуже одноклассников, учительнице важно оценить прогресс, поставить лучшую оценку, чтобы ребенок сохранил мотивацию к обучению и продолжил тянуться к лучшим результатам.

Формирующее оценивание в НУШ призвано развивать в детях уверенность в своих силах и способность обдумывать, почему произошла та или иная ошибка. Кроме того, в НУШ существует практика ученических портфолио, где хранятся диагностические, письменные и творческие работы школьников. Ведение такого портфолио позволяет наглядно увидеть, как развиваются те или иные компетентности ребенка.

Больше движения - меньше телефона

Оксана напоминает: «Современные дети ограничены в движении. Ведь они должны успеть «переварить» гораздо больше информации, чем предыдущие поколения. Именно поэтому в НУШ меняются технологии: больше движения, физической нагрузки, сотрудничества, групповой работы. Современные дети больше зависимы от гаджетов, они легко могут найти там поощрение, поддержку и одобрение (в форме разных вознаграждений и бонусов). Учительская «красная ручка» может вызвать еще больше негативной реакции, и ребенок может еще больше спрятаться в безопасном мире телефона».

Реформа образования не останавливается только на начальной школе. Сейчас, вместе с новым стандартом, разрабатывается система оценивания для базовой школы (5-9 классов). Так же, как в начальной школе, она будет включать формирующее и итоговое оценивание, которое будет компетентно. Кроме того, добавляются другие виды: самооценивание, оценка со стороны группы, класса и т. п. Это позволит ученику следить за развитием разных умений и навыков в динамике, самостоятельно оценивать свой прогресс.

Александра Дмитренко, журналистка проекта «Дружня школа».

Автор инфографики - Карина Строкань.

Этот материал был создан организацией «Інтерньюз-Україна»при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии. Высказанные в этом материале мысли никоим образом не отражают официальную точку зрения Европейского Союза или Министерства иностранных дел Финляндии.

Освіта.ua
15.06.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев