В. Волчан: чтение - проблема огромных масштабов

Для того чтобы ребёнок полюбил читать книги, он, как минимум, должен читать уметь. А они не умеют

В. Волчан: чтение - проблема огромных масштабов

Автор: Валентина Волчан, детский психолог.

Почти все родители мечтают, чтоб их дети читали. Кто-то спит и видит, как чадо проглатывает всю домашнюю библиотеку от Чуковского до Кьеркегора. А кто-то надеется, чтоб ребёнок «самолёт» от «самосвала» отличал - и уже хорошо. Но лучше, конечно, чтоб прям книжки читал.

Когда дочь была ещё в младшей школе, мамы её одноклассников спрашивали у меня: «А что вы делаете, чтоб заставить её читать?»

Хм, я пропускал мимо ушей саму форму постановки вопроса, но ответ их все равно не устраивал. Ничего! Ничего такого я не делала. Ей просто нравилось читать.

Нет никаких волшебных методов. Нет никаких специальных тайных знаний, которые скрывают родители читающих детей. Нет никаких условий и обстоятельств, при которых ребёнок обязательно станет читающим. Я говорю, как педагог-практик, будет ребёнок любить читать или нет - зависит только от самого ребёнка. От какой-то неповторимой смеси именно его личных качеств.

Я десятки раз видела, как в одной и той же семье, при одних и тех же условиях, с примерно одинаковым качеством и количеством внимания, оказываемого детям, один ребёнок становится книголюбом, а другой/другие нет.

Но книги интересные подсовывать все же стоит. Вдруг сработает. Только нужно учитывать, что ваше «интересное» и его могут сильно не совпадать.

И вот теперь мы подходим к печальной части. Для того, чтобы ребёнок полюбил читать книги, он, как минимум, должен читать уметь. А они не умеют.

Некоторое время назад украинское педагогическое сообщество всколыхнулось шокирующими данными международного исследования качества образования PISA. Там много впечатляющих моментов, но меня ввёл в ступор один, по моему мнению, самый значительный, тот, на который стоит обратить самое пристальное внимание.

  • Меньше 30% учащихся могут справиться с заданием, где необходимо интегрировать содержание частей текста, чтобы определить его основную идею и предназначение.
  • Меньше 4% 15-летних владеют устойчивым навыками детального анализа незнакомого текста, в работе с которым необходимо допускать предположения в условиях отсутствия очевидной информации.
  • 26% (!) НЕ достигли базового (!) уровня в чтении!

Понимаете? Я по-простому скажу: дети (не все даже) буквы в слова складывать научились, а толку от этого ноль! Они не понимают смысла прочитанного. То есть не понимают условия задач, суть правил от них ускользает, не могут проследить сюжетные линии, проанализировать цепь событий и фактов, не могут делать выводы.

По моему мнению, это катастрофа. Так вырастают люди, которые не читают, потому что это слишком сложно, договора, контракты, законы, статьи и исследования. Или читают (если заставит кто-то), но не осознают, не пропускают внутрь. Как попсовая песенка по радио - ну, услышал, слова там какие-то были, ла-ла-ла в голову надуло, о, клёвая тачка, а? песня? какая песня? та, не помню я, про что там.

Проблема огромных масштабов. Школа, очевидно, не справляется. Что делать? Ну можно тегнуть министра образования, смайлик возмущенный поставить, со знакомой учительницей обсудить, покачать головой.

Да, есть люди, прекрасные, гениальные люди, которые уже годы своей жизни положили на борьбу с проблемами в образовании. Но их мало, и они тоже устают пинать и тыкать палкой чиновников. Тем более, что МОН своеобразно реагирует. Вот, например, после обнародования данных PISA, министерство образование утвердило обязательное ЗНО по математике, предложило увеличить количество уроков математики и подумывает ввести должность карьерного советника при школах. Так и хочется сказать: «Агов! Панове! У вас дети читать не умеют. Такими темпами скоро надо будет обязательное ЗНО по чтению по слогам вводить. А карьерные советники смогут посоветовать большинству учащихся сделать карьеру в сфере кручения хвостов быкам и поросятам».

И как же быть? Ведь этим, кажется, должна заниматься школа? Видео стендапера, который рассказывает о школьных домашних заданиях сына, такое смешное и популярное, потому что правда. Да, этим всем должна заниматься школа. А она нет, не занимается. И ждать, пока начнёт, можно очень долго. Слишком уж тяжело наше образование оглобли разворачивает. И совсем, совсем не учитывает, что каждый десятый человек на планете страдает от дислексии, что существуют дети с логопедическими проблемами, что инклюзия - это не документ, это живые детки с особенностями и особенностями восприятия информации в том числе. Не может наша система образования с завтрашнего дня взять и решить эти вопросы.

И, угадайте, кому нужно заняться решением этой проблемы? Тем, кому эти дети нужны. Нам. Родителям.

Сейчас придут люди и скажут мне: «Опять все ложится на родительские плечи! Доколе?! Не обязаны!» Ну хорошо, не обязаны - не делайте. 26 % учащихся тем временем не умеют читать. А 96% - текст проанализировать не в силах.

Рекомендации по обучению чтению, при необходимости, напишу отдельным постом.

Оригинал

Освіта.ua
16.12.2019

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!