![]() |
Компетенции усваиваются не на уроках по 45 минут, а в анализе жизненных ситуаций и с 1 класса |
Владимир Спиваковский: или реформы, или полный ступор
Автор: Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд».
На «Громадськом Радiо» меня спросили: «Зачем эти новые 12 лет в школе?»
Я ответил, что у меня по этому поводу есть две новости: одна хорошая, другая не очень.
Хорошая – что любое продвижение в сторону реформ (хоть каких!), – уже следует считать архи завоеванием. Потому что под флагом этих реформ потом можно сделать и что-то полезное. А иначе - вообще полный ступор.
Плохая новость заключается в том, что всё равно людям непонятно ничего. И про 12 лет, и про то, как эти «ступени» будут реализовываться, и про автономные школы.
Сказано, что 12-й год нужен для освоения компетенций, и что нет времени в первые 11 лет. То есть, получается, что критическому мышлению, командности, бизнесу, и еще 40 компетенциям до 17 лет осваивать некогда, а вот в 18 лет – в самый раз.
Правда заключается в том, что компетенции усваиваются не на уроках по 45 минут, а в анализе жизненных ситуаций, в кейсах и начиная с 1 класса, а может и еще раньше.
Да и в последнем 12-м классе выпускники будут лихорадочно готовиться к ЗНО, а не учиться креативности и позитивному мышлению. По крайней мере, сейчас так и происходит. Значит, это нужно делать на уроках кейсах (типа гипермаркета знаний edufuture.biz).
Разбивка школы на 4 года начальной, 5 лет средней и 3 года старшей должна предполагать (если уж брать пример с Запада!) три разных здания, чтобы малыши не крутились под ногами у старшеклассников. А где их взять, эти здания?
Автономия школ хороша, если бы все 17 000 директоров обучились искусству менеджмента и бизнеса. А до этого еще далеко.
Ну, и наконец, в реформе решаются те задачи, которые населению… до лампочки: сколько лет в какой ступени (4-5-3) и будет ли автономия школ.
Мы провели собственное маркетинговое исследование, и выяснили, что родителей интересуют совсем другие 7 базовых вопросов:
- Чему учить детей (ведь нужен совсем другой контент знаний, и уже не в бумажных учебниках);
- Кем учить (переученными по-новому учителями-коучами-тьюторами-тренерами, а не просто предметниками);
- Как учить (более современными технологиями);
- Зачем учить (не только ведь на ЗНО, но и на другие умения, навыки, знания и качества);
- Как всё это будет организовано (а должно быть удобно и внятно, без нервотрепки);
- Сколько будет стоить (и кто за всё это должен платить);
- И какой в конце должен быть результат (надо определить 5-7 параметров, которые позволят выпускнику поступить в вуз или устроиться на работу).
Вот это и было бы настоящей реформой образования.
Теперь она начинается снизу. Следите за пилотными проектами.
Освіта.ua
20.12.2016