![]() |
Мы нашли то, что веками искало всё учительство мира: научить учиться и зажечь мотивацию |
В. Спиваковский: как учили раньше и как учить надо теперь
Автор: Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд».
Раньше было так: взял учебник, нашёл параграф, выучил тему, решил пару задач, запомнил формулы, сдал зачёт, получил оценку..., всё забыл, перешёл к следующему параграфу.
Теперь будет иначе. Получил индивидуальную задачу, составил список источников информации, добыл её, профильтровал на достоверность, сопоставил между собой цифры и мысли, выбрал нужные, приступил к конструированию нового знания.
Получил результат, презентовал его социуму (сверстникам, коучу, интернету), заработал многовекторную оценку в виде индекса своих собственных личностных акций. И приступил к следующему заданию.
Это другая технология, облачная. Мы попробовали её на кейсе по изготовлению лимонада, когда школьникам пришлось пройти все стадии конвейера по выискиванию информации о напитке, изучению химических реакций, раскладыванию их на молекулы и валентности. И вдобавок включили развертку ещё по 10 «векторам»:
- Физика (откуда пузырьки?).
- Биология (усвоение организмом).
- Бизнес (кто сколько на лимонаде зарабатывает).
- Реклама (найдите самые креативные образцы).
- Математика (посчитайте объём бутылки).
- Английский язык (у каждого свой рассказ о лимонаде).
- Рисование (изобрести и нарисовать свою бутылку).
- Коммуникации (собрать мнения 10 друзей и недрузей – какой напиток им нравится больше).
- Статистика информации (найди «за» и «против» газированных напитков и составь графики).
Мы нашли таким образом то, что веками искало всё учительство мира: научить учиться. Уметь искать, обрабатывать и применять информацию. И главное – зажечь мотивацию к овладению новыми знаниями.
В результате каждый школьник развивает системное, критическое и позитивное мышление, связь конкретного с абстрактным. Это и есть те самые компетенции, о которых все говорят, на мало кто знает, как ими овладеть.
Для тех скептиков, у которых есть подозрение, что знания окажутся фрагментарными и утилитарными, скажу, что достаточно ста кейсов по каждому предмету, чтобы охватить именно весь фундаментальный школьный курс. И получить 2 в 1: и фундаментальный базис, и облачную надстройку и практические навыки.
Предполагая упрёки от пессимистов, хочу уточнить, что систематические базовые знания теорем, формул, графиков и таблиц никуда не деваются, не выхолащиваются и не заменяются кейсами. Я сторонник с и с т е м н о г о охвата, когда нужны не только практические но и базовые учебниковские знания.
Просто наступил период, когда ни абстрактные формулы, ни прагматичные кейсы сами по себе больше не являются самодостаточными. Выход – в их взаимодействии, когда можно получить максимально полные знания. Хватит противопоставлять научное – прагматичному, гуманитарное – техническому, а бесплатное – коммерческому.
И тогда мало-помалу получится совершенно новая система образования, когда знания будут плавно переходить в умения, умения – в навыки, навыки– в компетентность, компетентность – в личностный рост, личностный рост – в ум, смекалку и хороший вид на жизнь. По крайней мере, перестанут задавать глупый вопрос: а зачем оно нужно, это образование?
Освіта.ua
18.05.2016