В НАПН разработали новую концепцию средней школы

Институт педагогики Национальной академии педнаук разработал Концепцию средней школы Украины

В НАПН разработали новую концепцию средней школы

Институт педагогики Национальной академии педагогических наук разработал проект Концепции средней общеобразовательной школы Украины. Документ, с целью его общественного обсуждения, обнародован на сайте института.

Авторы проекта Концепции отмечают, что целью предложенного документа является определение основных принципов функционирования средних общеобразовательных школ в условиях реформирования украинского образования в целом и обновления образовательного законодательства и нормативно-правовой базы национальной системы образования.

Концепция должна стать основным документом, который отражает те приоритеты развития общеобразовательной школы Украины, которые должны обеспечить как можно более полную и эффективную реализацию ее функций как основного института получения гражданами Украины общего среднего образования. Эти приоритеты определены на основе выделения и анализа актуальных проблем нынешнего школьного образования, учета отечественных многолетних образовательных традиций и определяющих тенденций развития образовательных систем ведущих стран мира.

В Концепции отмечается, что новые внешние и внутренние факторы обусловливают потребность корректировки ряда принципиальных положений о деятельности общеобразовательной школы Украины. В частности, глобализационные вызовы обуславливают необходимость наднационального согласования главных параметров функционирования общеобразовательной школы (цели, содержания, организации и результатов обучения) в соответствии с международными тенденциями развития образования.

Авторы Концепции отмечают, что к внутренним факторам модернизации деятельности школы, прежде всего, следует отнести недостаточное соответствие содержания и организации школьного обучения стратегической необходимости воспитания инновационной, патриотически настроенной личности, способной к восприятию и созданию производительных изменений и нововведений в различных отраслях экономики и общественной жизни, как залога конкурентоспособности Украины в динамичном мире и, собственно, ее существования как независимого государства.

«Сейчас эти факторы не оказывают должного влияния на деятельность школы, что существенно сказывается на ее результативности. Участие украинских школьников в международных исследованиях качества естественно-математического образования TIMSS в 2007 и 2011 годах показало неумение подавляющего большинства из них (более двух третей) применять полученные знания в практической деятельности, реальных жизненных ситуациях, для объяснения природных явлений, решать задачи комплексного характера, привлекать для этого необходимую дополнительную информацию», - говорится в концепции.

В документе отмечается, что далеко не полностью реализуется компетентностный подход в обучении, неэффективно осуществляется формирование ключевых компетентностей, в частности способности учиться, что является причиной большинства учебных неудач школьников и низкой результативности обучения.

Требует совершенствования также содержание общего среднего образования. Как показал анализ, проведенный учеными НАПН Украины, оно перегружено второстепенным, фактологичным материалом, во многих случаях нерационально структурировано, чрезмерно регламентировано для обязательного изучения особенно в начальной и старшей школе, недостаточно способствует формированию целостного сознания, целостного образа мира, раскрытию миссии и места человека в нем.

«Применяемые в массовой школьной практике дидактические системы и технологии не всегда соответствуют современным тенденциям развития образования. Процессы трансформации доминирующего пока информационно-репродуктивного обучения происходят недостаточно интенсивно. Требует радикальной модернизации содержание и организация обучения в старшей профильной школе. В связи с децентрализационными процессами в стране новые подходы должны быть положены в основу управления школой и ее финансирования с целью расширения автономности учреждения в реализации его функций», - говорится в документе.

Авторы Концепции обращают внимание, что указанное вызывает необходимость новой целостной характеристики средней школы, основных принципов ее деятельности.

Предложенной концепцией также определены цели, задачи и принципы деятельности школы, описана структура школы и требования к содержанию общего среднего образования, организации образовательного процесса в школе, требования к информатизации среднего образования и психологическому сопровождению образовательного процесса.

По определению авторов Концепции, переход на новую структуру украинской школы и обновленное содержание образования возможно в следующие сроки: начальное образование с 2018/2019 учебного года; базовое среднее образование с 2022/2023 учебного года; профильное среднее образование с 2019/2020 учебного года, если Закон Украины "Об образовании" будет принят до 1 июля 2016 года.

Проектом Концепции предусмотрено, что с 2017/18 учебного года в системе последипломного образования должно начаться повышение квалификации учителей начальной школы в соответствии с новыми учебными программами начальной школы; с 2018/19 учебного года - учителей, работающих в лицеях.

Также авторы документа считают необходимой разработку среднесрочной государственной программы перехода школ на новую структуру и содержание образования с соответствующим финансовым обеспечением запланированных мероприятий.

Ознакомиться с проектом Концепции

Освіта.ua
28.03.2016

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!