Украинская школа страдает от бюрократии чиновников, - опрос

Большинство директоров общеобразовательных учебных заведений считают бюрократизм и "бумаготворчество" актуальной проблемой, мешающей эффективной работе украинской школы

Украинская школа страдает от бюрократии чиновников, - опрос

Об этом свидетельствует всеукраинское исследование, посвященное отношению педагогов к проблемам управления школой, которое проведено Ассоциацией руководителей школ города Киева.

Как свидетельствуют результаты исследования, после издания в 2005 году приказа Минобразования № 297 "О преодолении проявлений бюрократизма в образовании" ситуация в отечественной школе не только не улучшилась, но и существенно ухудшилась.

"Объем "бумагооборота" увеличился в 2-3 раза. За год - более 1200, еженедельно - 30 бумаг входящей-исходящей документации, при практически 100-процентной компьютеризации школы. Почти 80% руководителей школ, принявших участие в исследовании, считают избыточный бюрократизм и излишнее "бумаготворчество" актуальной проблемой, мешающей эффективной работе", - отмечают в Ассоциации руководителей школ города Киева.

Респонденты, прежде всего, отмечают неоправданное увеличение бумажного оборота в школе; полное равнодушие руководящих институтов к возможностям использования запрашиваемой информации и конечным результатам деятельности школы; дублирование запросов, несогласованность планирования работы школы и органов управления образованием на всех уровнях; отсутствие объективного анализа и прозрачности в работе местных органов управления образованием; дублирование документов Минобразования по всей вертикали с опозданием во времени.

Основными причинами бюрократизации школьного образования, по мнению директоров украинских школ, является деятельность служб, учреждений и организаций, которые нагружают школы всевозможными "срочными мерами"; традиционная бюрократическая вертикаль; устаревший стиль управленческого мышления работников органов управления образованием; неготовность управленцев в системе образования к применению безбумажных технологий управления и основ е-управления; коррумпированность системы образования, которую усиливает ее централизация.

Подавляющее большинство респондентов считают, что основными препятствиями для демократических изменений и внедрения школьной автономии является попытка централизовать все финансовые потоки и кадровые назначения в районных управлениях образования, что вызывает всепроникающую коррупцию и манипулирование руководителями школ; отсутствие специального управленческого образования и систематического обучения руководителей школ по финансово- хозяйственным вопросам; несформированность нормативно-правовой базы для автономии учебных заведений, что делает руководителя школы незащищенным перед контрольными органами и отталкивает его от идеи школьного самоуправления.

Респонденты, принявшие участие в исследовании, отметили необходимость отказа от административно-командного стиля управления школой и перехода к менеджменту, основанному на принципах демократического управления.

Основным механизмом повышения эффективности и качества образования, по мнению 85% респондентов, является обновление механизма финансового обеспечения образования, основанного на финансировании из расчета средств на образовательные нужды одного ученика - так называемой "образовательной корзины ученика".

В исследовании приняли участие руководители более 500 школ разного типа из разных регионов Украины (через анкетирование и индивидуальные интервью). Кроме того, был осуществлен контент-анализ школьного документооборота и учет рабочего времени директора школы.

По результатам исследования будет опубликован аналитический отчет, после чего состоится его общественное обсуждение. Исследование состоялось при поддержке Образовательной программы Международного фонда "Возрождение".

Освіта.ua
14.06.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Владимир Каплун
Безправне становище та низький соціальний статус шкільного вчителя; невиправдана, надмірна залежність учителя від органів управління, які зловживають своєю владою; нерозвиненість в педагогічному співтоваристві форм самоорганізації та механізмів захисту своїх прав - це призводить до стагнації всієї української системи освіти
Дмитро
Для Владимир Каплун: Шановний Володимир Є такий проект - "За владу без абсурду!". На їх сайті є цілий цикл статей про дурість та зарегульованість освітньої системи. А особливо під головуванням пана Табачника. Ось там Ви могли б звернутись, як то кажуть, до цільової аудиторії. Тому що Ви бажаєте змінити цю країну на краще, я бажаю того ж, а команда громадського руху Абсурд.Влада.ЮА не просто "бажає", а робить конкретні кроки. Тому або ми з Вами (та ще тисячі небайдужих) приєднаємося до них та змінемо країну, або так і будемо просто виказувати свою думку у коментарях.
Комментировать
Владимир Каплун
З чого почати? По-перше – об’єднати всіх небайдужих (вчителів, батьків, громадян) та сконцентрувати їхні зусилля. Започаткувати постійно діючий інтернет-майдан-чик, де збиратимуться всі факти порушення прав людини та зловживання владою в системі освіти, типові проблемні ситуації та їхнє обговорення. У ЗМІ, на інтернет-сайтах та в соціальних мережах епізодично спалахують розпорошені обговорення, пов’язані з проблемами системи освіти, але зазвичай вони швидко згасають і зникають з центру уваги. Необхідно сконцентрувати інтелект та енергію всіх небайдужих в одному місці, аби виникла «критична маса» та «зайнялося полум’я» постійно діючого, неформального загальнонаціонального руху, який допоможе офіційній системі освіти зрушитися з мертвої точки.
Владимир Каплун
Зрозумілим є бажання багатьох освітян висловлюватись, не називаючи свого ім’я та місця роботи. Інтернет надає таку можливість. Перш за все, треба почути від самих освітян про штучні перешкоди та тягарі, які ускладнюють виконання їхньої і без того нелегкої місії, про системні проблеми, які потребують невідкладного вирішення, про допомогу, яку освітянська спільнота потребує від громадянського суспільства. Необхідно створити ініціативну групу, яка розроблятиме та оприлюднюватиме для загального обговорення плани та проекти подальших дій. Нижче пропонується для обговорення та конструктивних пропозицій начерк двох можливих напрямків, які тісно пов’язані та доповнюють один одного: http://www.khpg.org/index.php?id=1359036509
Родион
Активно комментируют статью директора. Задело за живое. А сколько самодурства исходит от самих директоров? Я не о всех, но есть отдельные экземпляры, окольными путями получившие образование и должность, ничего не смыслящие в доверенном деле, тупо ненавидящие тех кто поумнее. Интриги и бюрократические придирки к подчинённым, пресмыкание перед вышестоящими - стиль их работы. Но... Имея завидную пронырливость, хитринку вместо ума обрастают нужными связями , а там и слава и почёт. А там, гляди, и должность предложат (продадут) в отделе-управлении. И всё повторится сначала. Так плодятся паразиты от образования.
эра
А вы заметили, как тихо-тихо, незаметно, у директоров школ отобрали их права, оставив одни обязанности?Вот потому-то и слова сказать против системы не можем."Пионер (читай-директор) , ты за всё в ответе"(((
ОПА
Ще одна пропозиція. Ввести чіткий перелік обовязкових наказів, решта - за потребою закладу. Щоб Галя Батьківна, яка працює в районо, не вимагала написання закладом наказу тільки тому, що потім прийде з перевіркою і спише наказ для своєї довідки...
Ирина Шульгина
Для ОПА: А Гале Батькивне надо ведь создавать илюзию бурной деятельности, вот и хочет много бумажек, чтобы все красиво по папкам стояло. А то, что учителю не до детей за всеми этими отписками, это проблемы детей. Особо совестные просто крадут это время потом у собственной семьи. Уже я начала оформлять бумажки, чтобы с детьми пойти на ночевку. И теперь не понимаю, то ли в советское время было бумажек поменьше, то ли наша учительница обладала железными нервами
Владимир Каплун
Для ОПА: Дуже правильна пропозиція! Аби запобігти свавіллю, треба вимагати законодавчого обемеження повноважень чиновників кожного рівня
Комментировать
Глакс вопиющего
Пропозиції: 1.Скоротити районо, облуно. Там повинен бути методист - методична допомога закладам, головний спеціаліст - основний контроль (звести до мінімуму, достатньо перевірки роботи закладу 1 раз у 5 років), юрист - конфліктні ситуації, бухгалтерія - фінансові питання, начальник. 2. Дати можливість учителю проходити курси заочно. На 70% скоротити інститути удосконалення - лекції одні і ті ж десятиріччями! 3. Категорично заборонити районо і облуно: переписувати міністерські накази з додаванням "своїх" пунктів, вимагати звіти "які хто придумає". 4. Негайно відмінити всі учнівські конкурси для участі в яких дитина повинна здати гроші (совість би мали), категорично заборонити розповсюдження благодійних лотерей різного типу серед учнів (дають таку кількість, що мусять брати учні із соціально незахищених сімей - абсурд). 3.Категорично заборонити організовувати "заходи" (спортивні, туристичні, репетиції, концерти, паради, конкурси...) під час уроків!!! Ну скільки це триватиме?!!
Natali
Помогите, пожалуйста, разобраться с юридической стороной некоторых вопросов относительно учебных предметов в специализированной школе с углубленным изучением иностранных языков 1.Должны ли входить все профильные спецкурсы в перечень предметов для вкладыша к аттестату. Например, Литература Англии и Литература США? В нашей специализированной школе с углубленным изучением иностранных языков они не записываются в перечень предметов, изучаемых в школе во вкладыш (додаток) к аттестату. 2.Согласно программы для специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков на профильные спецкурсы отводится по 1 часу, можно ли сокращать количество часов на профильные спецкурсы до 0.5 часов в пользу математики, если школа специализируется на углубленном изучении иностранных языков? 3.На каких основаниях можно ввести в школе изучение русского языка, что для этого требуется, почему не требуется заявлений от родителей детей на изучение других иностранных языков?
катерина
Ваш текст...давно пора районные управления образованием разогнать. они только приказы министерства и областного департамента копируют,а ещё постоянные отчёты требуют по поводу и без повода - абсолютно ненужная бюрократическая структура в системе образования.
добрый педагог
пока в отпуск уйти не реально)
Виталий Шульга
Я попробовал будучи директором что-то изменить писал статьи и на осв!ту в том числе, а результат зав районо вежливо (кстати за это ей спасибо) попросила уволиться с должности правда предлагала поработать методистом, но там эще страшнее поверьте.
Вчителька Криворіжжя
Дайте нам вчити дітей! Позбавте нас від величезної кількості заходів, які дітям "ні розуму, ні серцю" і відбирають час у вчителя, бо придумав хтось один, а готує сценарії кожен сам для себе. Чому разом з вказівкою не приходить і сам сценарій. Величезна кількість конкурсів різних рівнів: районні, міські, обласні, Всеукраїнські - і всі "дуже важливі для нашого вчительського іміджу". А можна, я просто навчу дітей своїй науці, а не буду займатися половину всього свого часу "своїм іміджем". Взагалі, вчитель - раб своєї роботи. Встав на зорі - провів уроки, перевірив роботи, придумав на завтра, як провести уроки і виховні, зробив все гарно на комп’ютері - вже час і спати, а про особисте життя і не мрій... Гірко, що влада ніяк не централізує нашу діяльність.
Учитель Харківщина
Підтримую кожне речення в статті. Такої бюрократії та відношення до школи не було НІКОЛИ. Суцільні проФФесіонали - видають методички на виконання листа (!) міністерства і продають по 60 грн. за штуку
Светлана Бойко Зинченко
То чому ж ми скаржимося один одному, але не піднімаємо це питання на всіх рівнях?..
vchytel
Для Светлана Бойко Зинченко: а й дійсно так... говорили- балакали, посідали та й заплакали. Як ото в учительській - перебалакали, а далі? А далі щось робити потрібно...
Владимир Каплун
Ваше запитання - найважливіше! На мій погляд, головна причина - відсутність форм солідарності серед освітян та відсутність розуміння та підтримки з боку широкої громадськості. Деякі пропозиці див. у статті "Права вчителя та громадський рух «За якісну освіту»" (http://www.khpg.org/index.php?id=1359036509)
Комментировать
Елене
Ваш текст...Школа утонула в бумагах, хоть и электронных. Это действительно так. Почему то никого не волнует то, что учебники для 5-го класса еще в глаза никто не видел даже на книжных базах (по новым программам), а отчеты все пишем и пишем. Кому, зачем?
Вера
Возила знакомая детей в дальние страны. Гороно достало своими бумагами, то запятая не там, то поля узкие, а на границе эти бумаги никто не смотрел, посоветовали в макулатуру сдать. Мало того, учитель, везущий детей на экскурсию, должен взять отпуск, он не работе. Так зачем же куча бумаг? Или учитель должен отвечать за то, есть у рейсового автобуса право на перевозку детей или нет? А про отчёты вообще говорить не хочется: то ли детей учить, то ли отчёты писать.
Поддерживаю
Полностью согласна, бумаги достали, администрация школы работает только на управление и бухгалтерию, ни шагу нельзя сделать в школе без согласования, разрешения , а бухгалтерия -это вообще царство за семью замками, что хотят, то и разрешают. Учитель становится рабом в своей стране.А как писали, раб способен воспитать только раба. Разве это нужно нашей стране??? Жалко, что мнения опроса никто не услышит и ничего не изменится в нашей системе. Для изменения нужно желание и решительность министерства, которому подчиняются все.
Читач
Школа працює не на дитину, а на чиновника
Ирина Шульгина
У нас было море экскурсий и походов, а сейчас учительница дочки говорит, что хочет их куда-то свозить, но СТОЛЬКО бумаг надо, что даже начинать страшно. Вот кому эти бумаги нужны?
Urri
Знания учеников уже давно никого не интерисуют, все занимаются составлением каких -то безсмысленных таблиц, отчетов и т.д. А все потому, что наши бюрократы поустраивали на работу своих детей, внуков и под них понаделали отделов, служб и другой бесполезной х...ни им же нужнохорошо кушать, а учителям зарплата в1500грн, и так не подохнут.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!