![]() |
Приказом Министерства образования утверждены Основные ориентиры воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учебных заведений Украины |
Министерством образования определены основные ориентиры воспитания украинских школьников
Целью обнародованных основных ориентиров воспитания является создание целостной модели воспитательной системы на основе гражданских и общечеловеческих ценностей, как ориентировочной для проектирования моделей воспитательных систем в общеобразовательных учебных заведениях Украины.
Основные ориентиры воспитания рассчитаны на весь период воспитательной деятельности с учащимися отдельного класса с учетом их возрастных, индивидуальных и психолого-педагогических особенностей и предусматривают работу с учащимися 1-4, 5-9 и 10-11 классов.
В процессе воспитания классный руководитель (воспитатель) руководствуется личностно ориентированным подходом к способностям, наклонностям каждого ребенка, тем самым создавая условия для саморазвития, самосовершенствования, самореализации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, отмечается в тексте документа.
Современное воспитание должно стать средством развития духовной культуры, прекращения социальной деградации, стимулом пробуждения высоких моральных качеств, личностной ответственности детей и молодежи.
Состояние духовной культуры и нравственности общества, как в мире, так и в Украине, вызывает беспокойство, а коррозия устоявшихся духовных ценностей по своим масштабам представляет собой глобальную социальную проблему, отмечается в утвержденных ориентирах воспитания учащихся.
Разработчики документа обращают внимание, что отсутствие у некоторых молодых людей навыков конструктивного общения, общих принципов понимания сущности простейших социальных процессов и явлений приводит к конфликтам, стрессовым ситуациям, неадекватному социальному поведению. Как следствие - "бегство молодежи от реальности" в алкоголизм, наркоманию, виртуальную компьютерную среду.
Социальные условия, продуцирующие меркантильность и цинизм, приводят к деформации системы ценностей у довольно значительного количества граждан Украины.
Целью воспитания является формирование морально-духовной жизненно компетентной личности, которая успешно самореализуется в социуме как гражданин, семьянин, профессионал. Воспитательная цель является общей для всех звеньев системы воспитания и является критерием эффективности воспитательного процесса.
Основными ориентирами воспитания определено, что первым и важнейшим фактором воспитания является семья, которая через собственную культуру, язык, ценности оказывает значительное влияние на воспитание подрастающего поколения. Вторым важным фактором является школа, которая сегодня призвана, в первую очередь, стать центром воспитания, в т. ч., самоопределения и самореализации каждой личности.
Успешность воспитания школьников во многом зависит от личности учителя, который должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, педагогическими технологиями, способностью получать дополнительные знания, необходимые для практической деятельности, говорится в разработанных ориентирах воспитания учащихся.
Вместе с тем, такие неблагоприятные факторы как недостаток знаний, педагогического опыта, низкий уровень жизни, эгоизм, неопределенность сферы этических взаимоотношений учителей, различия в декларируемых ценностях и ценностях жизни, приоритет личностного перед профессиональным, нарушение этических норм и пр. тормозят процесс воспитания подрастающего поколения.
Взаимодействие всех участников воспитательного процесса должно обеспечить педагогические условия для эффективного воспитания школьников. Педагогические условия должны учитывать особенности влияния школы, семьи и социальных институтов. Создание необходимых условий на уровне школы предусматривает определение цели воспитания, создание учебных и воспитательных программ, специальную подготовку учителей, организацию педагогической и психологической помощи современной семье в процессе воспитания подрастающего поколения, отмечается в тексте утвержденных ориентиров воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учебных заведений.
Методическое сопровождение внедрения Основных ориентиров воспитания, на которых должна основываться вся система воспитательной работы в учебных заведениях среднего образования, возложена на Институт инновационных технологий и содержания образования.
Начальникам региональных управлений образования поручено разработать мероприятия, направленные на практическое внедрение Основных ориентиров воспитания, а также осуществить иные действия, необходимые для улучшения воспитательного процесса в учебных заведениях и повышения ответственности педагогов в деле воспитания молодого поколения.
Напомним, что во время выступления во время Всеукраинского съезда работников образования премьер-министр Николай Азаров выступил за усиление нравственного воспитания детей, в частности напомнив об инциденте с Вечным огнем, когда на нем жарили яичницу.
"Это духовный Чернобыль", - возмутился премьер-министр, отметив, что людей, которые это сделали, воспитывали семья и школа.
Он отметил, что можно повысить заработные платы учителям, обеспечить школы автобусами и необходимым оборудованием, но это все не имеет смысла, когда обесцениваются нравственные ценности, когда у детей воспитывается ненормальное отношение к святым вещам.
Ссылки по теме:
- ▶ Наказ МОНмолодьспорт "Про Основні орієнтири виховання учнів 1-11 класів загальноосвітніх навчальних закладів"
- ▶ В Україні зріс рівень протиправних дій серед молоді шкільного віку
- ▶ Освітянське міністерство піднімає планку в паперовій творчості, оприлюднивши наказ "Про Основні орієнтири виховання учнів 1‑11-х класів загальноосвітніх навчальних закладів України"
Освіта.ua
31.10.2011