![]() |
Министерством образования и науки утверждены критерии оценивания знаний учащихся, которыми предусмотрена возможность рейтинговой системы и внедрение портфолио ученика |
Министерством образования утверждены критерии оценивания учеников школ
Об этом говорится в соответствующем приказе образовательного ведомства.
Утвержденными критериями оценивания определены общие подходы к определению уровня знаний учащихся в системе общего среднего образования и установлено соответствие между требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся и показателем оценки в баллах соответствующей уровням учебных достижений.
Следует отметить, что утвержденные критерии сохраняют концептуальные подходы к оцениванию учебных достижений учеников общеобразовательных учебных заведений всех форм собственности. Утвержденным документом сохранены базовые составляющие оценивания школьников, в частности: уровни знаний (компетенций) учеников, двенадцатибалльная шкала оценивания, содействие развитию ученика в процессе обучения и возможность улучшения учащимися собственных учебных достижений.
Критерии оценивания реализуются в нормах четырех уровней достижений: начальный, средний, достаточный и высокий.
При определении уровня знаний учеников, учитываются характеристики ответов учащихся, качество знаний, сформированность общеобучающих, предметных умений и навыков, уровень владения умственными операциями, самостоятельность оценочных суждений школьников и т.д.
Обязательному оцениванию подлежат учебные достижения учеников по предметам инвариантной составляющей рабочего учебного плана учреждения.
В первом классе дается лишь словесная характеристика учебных компетентностей учащихся. В следующих классах оценивание производится по 12-балльной системе (шкале) и его результаты обозначаются цифрами от 1 до 12.
По решению педагогического совета учебного заведения может предоставляться словесная характеристика знаний учащихся второго класса.
Главным отличием обновленных критериев оценивания школьников является предусмотренная возможность учебных заведений использовать другие системы оценки знаний учащихся по согласованию с местными органами управления образованием.
К другим системам оценивания, предложенных разработчиками критериев, может относиться рейтинговая система, которая должна способствовать формированию ключевых компетентностей школьников. Однако следует отметить, что при этом оценки по учебным предметам за семестр и учебный год, а также результаты государственной итоговой аттестации переводятся в действующую 12-ти балльную шкалу.
По замыслу разработчиков критериев, рейтинговая система должна создать возможности для повышения мотивации учащихся к самообучению и самооценке, расширения возможности в индивидуальной подготовленности учащихся, повышения объективности оценивания не только в течение учебного года, а за весь период обучения.
Также рейтинговая система призвана способствовать большей градации значимости баллов, получаемых учениками за выполнение различных видов учебных работ, таких как: самостоятельная работа, итоговая работа, творческая работа, участие в олимпиадах, выставках, конкурсах творческих работ, научно-исследовательских и художественных проектах, деятельность в органах ученического самоуправления, социально-полезных проектах и т.п.
С целью оценивания индивидуальных достижений учащихся, школа может использовать ученические портфолио, как фиксацию положительных составляющих в учебных достижениях.
Портфолио предполагает формирование умения учащихся ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а также накопление различных видов работ, подтверждающих индивидуальное развитие, активное участие в интеграции количественных и качественных оценок, повышение роли личной самооценки.
Такое оценивание предполагает определение критериев для включения ученических наработок в портфолио, формы подачи материала, спланированность оценочного процесса, элементы самооценки со стороны ученика и т.д., говорится в документе.
Внедрение рейтинговой системы оценки и метода оценивания - портфолио, должно осуществляться школами с учетом рекомендаций министерства образования.
Освіта.ua
18.05.2011