Психологический взгляд на профилизацию обучения
Не секрет, что в последнее десятилетие увеличилось количество социально-психологических служб в системе образования, а также повысился уровень интереса к психологической составляющей в сопровождении развития школьников в целом, старшеклассников в частности
Этот интерес связан прежде всего с тем, что, учитывая и используя профессиональный багаж практических психологов, социальных педагогов в процессе организации обучения и воспитания подрастающего поколения, можно достичь более высоких результатов в контексте предоставления образовательных услуг. Учебно-воспитательный процесс может протекать в более конструктивном русле с психологическим сопровождением, нежели без него. Как никогда, актуальным является вопрос о том, каким образом (какими методами, способами) ориентировать и направлять личностный потенциал старшеклассников, а также к чему приведут усилия педагогов в контексте профилизации.
Говоря о процессе профилизации, мы должны упомянуть некоторые аспекты, касающиеся психологических особенностей учащихся старших классов, которые следует учитывать при внедрении профильного обучения, влияющие на отношение педагогов и старшеклассников к данному процессу и, в конечном счете, на успешность внедрения профильного обучения в общеобразовательные учреждения.
Прежде всего, следует обратить внимание на особенности развития подростков.
В подростковом возрасте высокого уровня достигают все без исключения познавательные процессы. В этот же период открыто проявляется большинство личностных и деловых качеств человека. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Таким образом, мы можем говорить о том, что возможным и необходимым становится научение подростка различным видам умственной и практической деятельности, причем с применением всего разнообразия методических средств и приемов обучения.
В данном возрастном диапазоне происходит опережение формирования и развития интеллектуальных особенностей учащегося по сравнению с личностным развитием (определенных сторон и качества личности).
Подростковый период имеет множество характерных именно для этого возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость учащихся, которая выражается в решении различных задач, связанных с учебной деятельностью так и с другими делами. С другой стороны, при обсуждении вопросов, особенно таких, которые связаны с профессиональным самоопределением, этикой поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается инфантильность подростков. Здесь возникает вопрос о том, каким же образом педагогу, родителю вести себя, т. е. как, относясь к подростку по-серьезному, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который нуждается в помощи и поддержке, при всем этом совершенно не выказывать такого обращения «по-детски», в том числе и в вопросах первичного профессионального самоопределения.
Исследователи в области психологии отмечают тот факт, что интересы ребят в подростковом возрасте носят меняющийся характер, так, например, для ребят, обучающихся в 4-5-х классах, большое значение имеет их собственное положение в среде сверстников. Шестиклассники же начинают интересоваться своей внешностью, ребятами противоположного пола и построению или развитию взаимоотношений с ними. У семиклассников значимой становится деятельность, направленная на ознакомление с профессиями, профессиональной деятельностью взрослых, и совместные со сверстниками деловые интересы. Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, а также все, что связано с дружескими отношениями. В целом же пубертатный период - период становления истинной индивидуальности, самостоятельности в обучении и трудовой практической деятельности. Опираясь на знания особенностей развития личности подростка, учителя, родители могут помочь ребятам в активном развитии определенных качеств.
Однако прежде чем помогать подростку в профессиональном самоопределении, родителям и педагогам следует проанализировать личностные особенности школьника. Здесь необходимо учитывать характер, темперамент, интересы, интеллектуальный, креативный, физический потенциал школьника, особого внимания также требует наличие или отсутствие конструктивной мотивации к профессионально направленной деятельности. Если же мотивация такого рода деятельности к периоду перехода школьника на профильное обучение не сформирована, то для психологов, педагогов и родителей это, пожалуй, вопрос, имеющий первостепенное значение.
В психологии существует такое понятие, как «профессиональная мотивация». Для современных специалистов, практикующих в общеобразовательных учебных заведениях, не является секретом тот факт, что успеваемость учащихся во многом зависит от развития учебной мотивации, а также природных способностей, личностного потенциала. Здесь важным является тот аспект, что взаимосвязь вышеперечисленных компонентов в профессиональном определении старшеклассника очень важна, важно также то, что при высоком уровне развития мотивации (интереса школьника к предметам определенной направленности, высокий уровень рефлексии относительно выбора профессии и т. д.) может включиться компенсаторный механизм. Многие из нас слышали о том, что люди с высоким уровнем мотивации к определенному виду деятельности, но не имеющие выразительных способностей, природных предпосылок, проявляя удивительную упорность и трудолюбие, достигали высочайших результатов, оставляя позади тех, кто по всем первичным задаткам мог бы стать лучшим в той же профессиональной области. Таким образом, большое значение имеют рефлексия, позитивное отношение к выбранному профессиональному направлению, стремление (мотивация) к овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками. Ниже приведены данные исследования А. Реана, касающиеся особенностей отношения старшеклассников к профессии:
Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся (по данным А. Реана)
Что же может помочь в определении взрослыми направления помощи подростку в дальнейшей профессиональной ориентации? Во-первых, наблюдение, причем не только на уроках педагогами, но и родителями дома. Во-вторых, анализ документации, которая сопровождает обучение школьника (журналы успеваемости, медицинские карты, личные дела, социальные паспорта классов и т. д.). В-третьих, беседы родителей и педагогов с подростками. В-четвертых, профессиональные консультации психолога и социального педагога для учащихся, педагогов, родителей. В-пятых, консультации специалистами школьников в центрах занятости населения с целью ознакомления с миром профессий. В-шестых, посещение вузов в «Дни открытых дверей» с целью ознакомления с особенностями получения высшего образования по интересующей старшеклассника специализации.
В контексте работы практического психолога с учащимися, касающейся профессионального самоопределения, нельзя не учитывать значения проведения диагностических мероприятий, направленных на выявление особенностей личности учащегося, которые в свою очередь влияют на выбор будущей профессии, на отношение к определенным видам деятельности. В общеобразовательных учреждениях, безусловно, планируется такая работа (наблюдение, тестирование и т. д.) и по результатам диагностики проводятся консультации для учащихся, родителей, педагогов. Также вопросы по данной проблематике достаточно часто рассматриваются на консилиумах, педагогических советах, родительских собраниях, методических объединениях, семинарах практических психологов и социальных педагогов города.
При рассмотрении вопроса о профилизации обучения особое внимание следует обратить на то, что далеко не все вышеперечисленные участники данного процесса взаимодействуют между собой. Зачастую процесс профилизации ограничивается усилиями некоторых участников, в то время как остальные активно или пассивно отстраняются от него. Этот факт не может оставаться в тени, так как успешность помощи старшеклассникам в самоопределении, в профессионально направленной деятельности во многом зависит и от взаимодействия, взаимоподдержки всех звеньев этой цепи. Благодаря такому взаимодействию по окончанию общеобразовательных учебных заведений нынешние учащиеся будут иметь достаточно стойкий интерес к определенной профессии, к виду деятельности, что в свою очередь позволит снизить показатель затрачиваемого выпускниками времени на определение в профессиональном плане, на поиск учебного заведения (и факультета), в котором можно будет реализовать собственный потенциал.
Автор: Е. Моисеенко
Освіта.ua
18.06.2008