Семь стилей обучения: как завоевать внимание учеников

Чтобы учебный процесс проходил успешно, учитель на уроке должен сочетать разные стили обучения

Семь стилей обучения: как завоевать внимание учеников

Принято считать, что существует 7 разных стилей обучения, которые соответствуют типам восприятия учеников. Хотя у каждого есть свой преобладающий стиль, наилучшие результаты дает обучение, в котором сочетаются все стили. 

В этой статье мы поговорим о том, как учитель может привлечь внимание учеников при каждом из стилей обучения.

1. Аудиальный и музыкальный стиль

Ученики любят слушать объяснения примеров и методов решений. У них может быть склонность к музыке – они обладают способностью различать ноты и тона в музыке и речи. Такие ученики больше любят групповое обучение – так они лучше понимают информацию.

Ученики, склонные к аудиальному стилю обучения, обладают такими качествами:

  • обладают хорошим слухом, хорошо различают ноты и тона;
  • легко отвлекаются;
  • любят разговаривать с самими собой и другими, напевать мелодии.

Ученики, склонные к аудиальному стилю обучения, могут произносить слова вслух, чтобы запомнить их. Этот стиль является ключевым в обучении музыке – он помогает удерживать внимание учеников на протяжении всего урока. Однако в обучении другим предметам этот аудиальный стиль стоит использовать выборочно.

Как удержать внимание учеников, склонных к аудиальному стилю обучения

Если вы преподаете музыку, вам повезло. Вы сможете удерживать внимание учеников на протяжении всего урока. На других уроках используйте этот стиль в зависимости от ситуации.

Ключевым моментом в таком стиле обучения является тон голоса – ваш и учеников. Если вы пишете что-то на доске, прочтите это вслух. Работайте над подачей материала, чтобы ваш тон повествования был интересен ученикам. Предлагайте ученикам читать записи вслух. Слушать собственный голос интересно для ученика, а для одноклассников это может стать хорошим способом запоминания материала.

Также вы можете попробовать такие стратегии:

  • записывать уроки и последующее прослушивание с учениками;
  • предложить ученикам объяснить материал одноклассникам;
  • устранять отвлекающие факторы в классе.

2. Визуальный стиль

Ученикам, склонным к визуальному стилю обучения, нравится пояснение понятий с помощью диаграмм и графиков. Дети любят сами рисовать графики и смотреть, как их рисует учитель. В объяснении материала таким ученикам может быть полезным использование различных цветов и форм.

Визуалы обладают такими качествами:

  • любят рисовать;
  • наблюдательны;
  • как правило, их трудно отвлечь;
  • любят планировать;
  • предпочитают инструкции в виде схем и рисунков.

Как удержать внимание учеников, склонных к визуальному стилю обучения

Чтобы удержать внимание учеников, склонных к визуальному стилю обучения, вам нужно включать такие элементы, как карты, диаграммы и рисунки. Если у вас есть возможность использовать проектор, вы можете показывать презентации к урокам. На уроках географии и истории можно использовать карты, а на уроках математики – графики.

Рисунки, графики и диаграммы помогают усваивать учебный материал большинству, но не всем ученикам. Поэтому визуальный стиль обучения стоит сочетать с другими стилями. Для самостоятельной работы давайте задания разработать блок-схемы, ментальные карты и т. д.

Кроме этого, применяйте такие способы привлечения внимания:

  • садите учеников-визуалов за первые парты;
  • в рисунках и графиках используйте разные цвета;
  • предлагайте ученикам делать записи, когда вы объясняете материал.

3. Вербальный стиль

Вербальный стиль обучения предполагает использование устной и письменной речи. Ученики, склонные к такому стилю, могут отдавать предпочтение чтению и письму, играм в слова. Также они любят учить или даже сочинять стихи. У таких учеников большой словарный запас, они понимают значение слов и применяют их в правильных контекстах.

Дети, склонные к вербальному стилю обучения, обладают такими качествами:

  • они эрудированы;
  • любят читать книги;
  • хорошие рассказчики.

Ученики, которые предпочитают устную речь, часто в будущем становятся журналистами или писателями, менеджерами, юристами или политиками.

Как удержать внимание учеников, склонных к вербальному стилю обучения

Дети хотят делать заметки во время объяснения материала, обсуждать концепции и, возможно, делать презентации. Важно знать, какие дополнительные стили можно применять вместе с вербальным стилем. Дополнительные стили выбираются в зависимости от того, насколько общительны дети. Некоторые ученики предпочитают чтение или письмо, а некоторые – устную беседу. Учитывайте предпочтения детей и используйте их речевые способности для дальнейшего развития.

4. Логический и математический стиль

Дети, склонные к такому стилю обучения, часто выбирают карьеру в сферах ІТ, экономики или научных исследований. И иногда такой выбор не оправдан. Ученики могут обладать такими качествами:

  • хорошо распознают повторяющиеся элементы;
  • хорошо разбираются в цифрах;
  • имеют склонность к классификации и группировке объектов.

Как удержать внимание учеников, склонных к логическому стилю обучения

Дети с математическим складом ума лучше всего усваивают материал, который им объясняют с логической точки зрения. Такой подход легко применим в точных науках, однако с другими дисциплинами это требует определенных усилий:

  • история и география. Постарайтесь использовать статистические данные, связанные с отдельными темами;
  • литература. С помощью метода классификации можно изучать литературные жанры. Числа помогают понять стихотворные размеры;
  • музыка. Вы можете научить детей классифицировать музыкальные инструменты (духовые, струнные и т. д.) или объяснить музыкальные размеры с помощью цифр;
  • рисование. С помощью логики и математики можно объяснить детям сочетание цветов.

Объясняя ту или иную тему детям с логическим складом ума, постарайтесь выстроить систему. Если у вас возникают трудности, предложите самим ученикам дополнить или усовершенствовать эту систему – им это будет полезно.

5. Физический и кинестетический стиль

Кинестетики предпочитают взаимодействовать с объектами физически. Они обладают такими качествами:

  • предпочитают работу руками;
  • энергичны, могут от избытка энергии барабанить пальцами по столу или качать ногой; 
  • общительны, предпочитают действовать, а не размышлять;
  • чтение и письмо для них не являются приоритетом.

Ученики, склонные к физическому стилю обучения, составляют всего 5% детей и склонны к профессиям, которые предполагают физическую активность. Например, они могут стать пожарными или спортсменами.

Как удержать внимание учеников, склонных к физическому стилю обучения.

Главное в обучении детей-кинестетиков – правильно направить их энергию. Во время уроков таким детям нужны перерывы. Если у учителя нет такой возможности, могут помочь ролевые игры и двигательная активность в ходе урока.

Также важно физическое взаимодействие учеников. Используйте макеты объектов, о которых рассказываете на уроках, и разнообразный реквизит. Это будет полезно для кинестетиков. Дайте детям что-то, что они могут подержать в руках, - и они будут усваивать информацию лучше, чем из книг или ваших объяснений.

Также вы можете использовать следующие стратегии:

  • поощряйте физическую активность на уроке (не наказывайте детей за то, что они вертятся и отвлекаются);
  • приведите в порядок парты, чтобы детей ничто не отвлекало от учебы.

6. Социальный и межличностный стиль

Ученики, склонные к социальному стилю обучения, предпочитают сотрудничество и групповые формы работы. Они также могут обладать такими качествами:

  • ярко выраженные экстраверты;
  • обладают хорошими навыками общения;
  • чуткие и склонные к сопереживанию.

Учителям важно понимать, что не все ученики, склонные к социальному стилю обучения, легко общаются. Они могут быть визуалами, аудиалами, кинестетиками, могут быть склонными к вербальному, логическому или физическому стилю обучения. Социальный стиль скорее описывает обстановку, в которой им лучше всего обучаться, а не особенности восприятия информации.

Таким образом, ученики, склонные к социальному стилю обучения, – это широкая группа учеников, среди которых могут быть значительные различия. Социальный стиль не обязательно означает, что ученики любят много говорить. Некоторые дети любят слушать в группе, а не поодиночке.

Как удержать внимание учеников, склонных к социальному стилю обучения

Используйте групповые формы работы и презентации. Например, вы можете использовать такие формы работы:

  • разыгрывание по ролям исторических событий или сюжетов литературных произведений;
  • решение математических задач в группах;
  • обсуждение тем в группах.

Дети, склонные к социальному стилю обучения, любят делиться с одноклассниками полученными знаниями. Это может отвлекать других детей, ориентированных на индивидуальное обучение. Чтобы этого не происходило, постарайтесь направить энергию детей, склонных к социальному стилю обучения, на пользу всему классу. Давайте таким детям индивидуальные задания (например, найти дополнительную информацию по теме и поделиться ей с группой).

7. Уединенный стиль

Ученики, склонные к уединенному стилю, могут быть визуалами, аудиалами, кинестетиками, быть склонными к вербальному или логическому стилю. Если вы сможете удовлетворить потребности ученика, склонного к уединенному стилю, это гарантирует, что он будет вовлечен в учебный процесс. Такие дети часто обладают такими качествами:

  • дети независимы;
  • склонны к самоанализу;
  • часто бывают скрытными.

Такие дети в будущем часто выбирают профессии, в которых требуется сильная самомотивация и в которых они работают в одиночку. Например, они могут стать научными сотрудниками, писателями, программистами и т. д.

Как удержать внимание детей, склонных к уединенному стилю обучения

Учителю бывает сложно удерживать внимание одного ученика, который молча сидит за задней партой. Важно вовлекать таких детей в ходе урока. Раздавайте наглядные материалы или учебники и предлагайте самостоятельно изучить материал. Так ученики, склонные к уединенному стилю обучения, смогут хорошо подготовиться и будут чувствовать себя вовлеченными.

Смешанный подход к обучению

В больших классах учителю бывает нелегко учитывать особенности всех учеников, но при этом важно использовать элементы всех стилей. Например, вы можете проводить каждый урок в другом стиле или сочетать несколько стратегий. Прежде всего вам нужно признать, что в классе есть ученики с разными склонностями. Учитывайте это, когда планируете дальнейшую работу с классом.

Освіта.ua
06.01.2022

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев