Информатика со второго класса на старте

Как работать с учебником, что из него можно использовать, а что просто не приемлемо

Информатика со второго класса на старте

В 2013/14 учебном году начинается преподавание информатики в начальной школе, что не может не радовать. Однако огорчает другое ‑ учебная программа «Ступеньки к информатике» является по существу копией программы преподавания курса информатики в старшей школе. Для сравнения приведены темы учебной программы и количество часов во втором, третьем и девятом классах.

№ раздела

Раздел учебной программы

9 класс

2 класс

3 класс

1

Информация. Информационные процессы и системы

2

5

4

2

Аппаратное обеспечение информационных систем

3

3

 

3

Системное программное обеспечение

7

6

4

4

Служебное программное обеспечение

3

 

 

5

Компьютерные сети

6

 

6

6

Основы работы с текстовой информацией

4

 

7

7

Компьютерная графика

7

8

 












Названия некоторых тем в начальной школе отличаются от заявленных. Например, во втором классе тема имеет название «Основные составляющие компьютера. Начальные навыки работы с компьютером», но по умениям и навыкам, которые предусматривается сформировать у ребенка, она больше отвечает теме «Системное программное обеспечение».

Основные задания этого курса:

  • сформировать первоначальные представления о базовых понятиях информатики;
  • сформировать первоначальные навыки находить, использовать, создавать и распространять сообщения и данные посредством ИКТ, в частности создавать графические изображения, компьютерные презентации, текстовые документы, искать информацию в сети Интернета, пользоваться электронной почтой и др.;
  • формировать алгоритмическое, логическое и критическое мышление.

Так же до конца курса «ученики должны достичь определенной скорости в клавиатурном введении данных». Для этого авторы рекомендуют систематическую работу ученика с клавиатурным тренажером, вроде бы не понимая, что размер ладони ребенка 2–4-го класса не позволяет использовать десятипальцевый метод введения информации, соответственно приобрести навыки правильного введения невозможно.

За 105 часов предусматривается научить всему этому ребенка семи-девяти лет, учитывая, что согласно ГСанПиН 5.5.6.009-98 он может работать за компьютером в течение урока лишь 10–15 минут.

Блочная структура программы не позволяет сформировать у ученика целостное восприятие предмета «Информатика». Ребенок, легко отвечая на вопрос: «Что изучает математика?» или «Что ты делаешь на чтении?», на аналогичный вопрос об информатике не сможет ответить.

Мы не должны забывать, что, согласно исследованиям психологических лабораторий, один год для пятилетнего ребенка составляет для него 1/5 его жизнь (кажется более длительным в 10 раз), чем один год пятидесятилетнего человека, который равен для него 1/50 его жизни. Психологи связывают это с плотностью новых впечатлений. Ребенок постоянно воспринимает новую информацию, а взрослый человек — строго дозировано. Внимание ребенка скачет от раздражителя к раздражителю, а у взрослого человека оно по большей части подконтрольно. Медики добавят к этому разницу в скорости обменных процессов.

Учитывая это, блочная структура курса вызывает еще больше сомнений. Например, результаты четырех часов занятий во втором классе по теме «Алгоритмы и исполнители», ничем не подкреплены к третьему классу, когда предусматривается развитие этой темы в течение «аж пяти часов», будут утрачены, ведь в детском восприятии это учили «очень давно». Объяснение авторов программы, что она «построена линейно-концентрически», еще раз подтверждает, что программа преподавания «Ступеньки к информатике» не учитывает особенностей психологического развития ребенка, а пытается сделать из него «маленького взрослого».

Не меньше вопросов вызывает расположение и содержание отдельных тем. Например:

  • во втором классе в теме «Основные части компьютера», в содержании изучаемого материала, приведены такие составляющие компьютера: «системный блок, устройства введения (мышь, клавиатура), устройства выведения». Такое описание устарело еще в начале XXI века, а в современных компьютерах часто отсутствует отдельно стоящий системный блок, мышь, монитор, а экран является устройством не только выведения, но и введения;
  • в третьем классе предусмотрена тема «Робота с презентациями», в процессе изучения которой ученик должен научиться за семь учебных часов (из них непосредственно за компьютером он может провести около двух) вот чему: вводить, редактировать, форматировать текст (изменять размер, цвет, изображение текста и его выравнивание); вводить и редактировать изображение; открывать файл презентации, организовывать ее пересмотр; сортировать слайды; создавать презентации из трех-пяти слайдов.

Авторы программы, понимая невозможность достижения этих целей, активно употребляют термин «имеет представление». О редактировании и форматировании, по их мнению, ребенок должен «иметь представление», а не уметь это делать, но при этом без редактирования и форматирования создать презентацию на три-пять слайдов.

Кажется очевидной необходимость перенести изучение этой темы на более поздний срок, когда у ученика будут сформированы умения и навыки работы в текстовом редакторе, и он будет психологически более подготовленным к «демонстрированию презентации с устными комментариями перед слушателями».

Аргументы авторов о том, что ознакомления с редактированием и форматированием текста специально предусмотрены не в среде текстового процессора, чтобы быть «интереснее», вызывает сомнения не только в связи с более сложным интерфейсом программы создания презентаций, но и предыдущим утверждением авторов о необходимости работы учеников в специально созданных для детей графических и текстовых редакторах. К сожалению, негде в программе такие графические и текстовые редакторы не названные, более того, в «Методике преподавания информатики во втором классе» прямо отмечено: «Графический редактор Paint».

Еще более спорным является изучение Интернета в начальной школе, тем более электронной переписки в четвертом классе. Если споры о возрасте начала работы в Интернете продолжаются, то возраст, к которому нужно отложить коммуникацию в Интернете, всеми авторами определяется почти одинаково — десять-двенадцать лет.

Не меньше вопросов возникает к теоретическому содержанию этой темы. Например, ученик должен иметь представления о веб-странице и ее адресе, объяснять назначение браузера и процесса поиска в Интернете. Эти понятия настолько фундаментальны, что их лучше в начальной школе вообще не использовать, чтоб не создавать у ребенка иллюзию понимания, не говоря уже о том, что уроки по таким темам априори не могут быть развивающими.

Этот курс вполне охарактеризован классиком: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Школьник, переходя в средней школу, будет «иметь представления» понемногу обо всем, не имея стойких навыков работы ни в одной из программных сред, что никак не отвечает новой концепции образования, основанного на деятельностных технологиях обучения.

Становится очевидной необходимость пересмотреть программу преподавания информатики в начальной школе с учетом психологических и физиологичных особенностей детей семи-девяти лет. Надеемся, что когда-то это произойдет, но преподавать нужно уже сейчас.

Что можно посоветовать учителю?

Как работать с имеющимся учебником, что из него можно использовать, а что просто не приемлемо? Рассмотрим учебник «Ступеньки к информатике» А. В. Ломаковской, Г. А. Проценко, И. Я. Рывкинд, Ф. М. Ривкинд. Если вы работаете по другому учебнику, рекомендации по изменениям программы и использования программных средств являются общими.

Учитель информатики, начав преподавать во втором классе, должен учитывать, что по новой программе его ученики могут: читать со скоростью тридцать слов в минуту; знают сложение и вычитание только двузначных чисел (причем переход через десяток могут делать в пределах двадцати, а дальше без перехода через десяток); не владеют понятиями времени; не знают порядка действий; не имеют понятия «масса».

Исходя из этого, первую же инструкцию по правилам техники безопасности учитель должен адаптировать, убрав из нее расстояние пятидесяти сантиметров к монитору (кстати, понятие монитора вводится авторами намного позже, на странице 24), время пятнадцать минут и тем более секунды, соответственно, инструкцию только озвучиваем и не задаем ее читать.

Статьи «Что может компьютер» и «Компьютеры бывают разные» нельзя задавать ученикам для чтения, поскольку для их прочтения понадобится времени намного больше, чем отведено на выполнение домашнего задания. Это замечание касается всех последующих статей, количество слов у которых превышает девяносто-сто десять. Вопросы и задание к первому разделу можно использовать как домашнее задание.

Для практической части урока в начале учебного года лучше использовать программы на развитие внимания, памяти, логики, на углубление знаний по другим предметам. Идеально, если время работы с каждой программой будет составлять 10–15 минут, то есть новый урок — новая программа (вы избежите множества проблем, связанных с отсутствующими учениками и сохранением программ). Как пример можно привести программы, размещенные на сайте igraem.pro.

Время, отведенное на изучение темы раздела II «Основные составляющие компьютера. Начальные навыки работы за компьютером», сокращаем с девяти до трех часов (имеем право). Остальное время передаем теме «Графический редактор». Параграфы с четвертого по седьмой изучаем «мимоходом».

Как известно, для ребенка лучшая форма обучения игровая. Здесь все просто. Ребенку нравится какая-то игрушка, он с ней играет и вместе с этим, автоматически и без усилий, учится основам работы на компьютере. Подобное обучение происходит очень быстро — ведь ребенок не учится, а просто играет!

Очень хорошо, что домашние задания в этих параграфах отвечают программам практической части уроков, которые мы подобрали (найди отличия, продолжи ряд). А вот восьмой параграф лучше вообще пропустить, ибо в нем странное завершение работы Windows, работа с часами, изучение которых предусмотрено в конце третьего класса, требования знать значки программ, которые еще не изучали и тому подобное.

Изучение клавиатуры не могло не происходить все предыдущее время, поэтому смело записываем тему в журнал, пропускаем оставшиеся параграфы второго раздела (домашние задания можем использовать), а клавиатуру продолжаем изучать при необходимости.

Проблема изучения темы «Сообщения, информация, информационные процессы» была рассмотрена в журнале «Информатика в школе» в № 8 (32) за 2011 год. Представление этого материала в учебники не выдерживает критики. О чем можно говорить, прочитав в учебнике о Месопотамии, Древнем Египте, Древней Греции и бессмысленные для второклассников 42 195 метрах (ведь мы помним, что они знают счет в пределах первой сотни!)?

Умиляет задание на устное вычисление разницы трехзначных чисел, сообщение — в Киеве + 7, сообщение о Чарльзе Беббиджа, который жил в XIX веке. Проблемы в изложении этого раздела можно перечислять долго, а если коротко — количество часов на тему сокращаем с пяти до двух, а оставшееся время переносим в тему «Компьютерная поддержка изучения предметов». Детей к тексту не допускаем, домашние задания используем осторожно, на практической части продолжаем использовать развивающие программы, которые соответствуют возрасту.

Время темы «Алгоритмы и исполнители», используя право изменения порядка преподавания тем, переносим в четвертый класс.

Прекрасно, что учебник предлагает как графический редактор Tux Paint ‑ это действительно оптимальный выбор, особенно учитывая наше увеличенное количество часов для его изучения. Удивляет подбор материала для теоретической части и заданий. Вот некоторые примеры:

  • задание на сложение в столбик не допустимо (тем паче для более чем двухзначных чисел);
  • странный выбор свойств объектов (для шариковой ручки первое свойство — длина);
  • использование метров, сантиметров, глубины в 2210 м;
  • цвет обложки учебника почему-то голубой (все говорят, что больше зеленый).

Но это пустяки. Намного страшнее, что авторы учебника настойчиво путают два понятия: вес и масса, постоянно измеряя вес в килограммах, приучая к этому учеников. Если уже вводить какие-то понятия, то делать это нужно корректно. Теоретический материал этого раздела следует использовать осторожно. Как домашнее задание берем не только задания из учебника, но и задания для работы с Tux Paint, предварительно просим родителей учеников установить ее на домашних компьютерах, что обычно не вызывает проблем, поскольку это свободная программа.

Последний, шестой раздел учебника, на изучение которого, как мы помним, у нас имеется три дополнительных часа, ученикам не показываем (там написано либо то, что они давно знают, либо то, что им знать рано или не нужно). Параграф тридцать два — вершина глупости. Оцените фразу «Большие часы на Биг-Бене. Для справки: Биг-Бен (англ. Big Ben) — название наибольшего из шести колоколов Вестминстерского дворца в Лондоне, часто это название относят к часам и Часовой башне в целом, которая с сентября 2012 года официально называется «Башней Елизаветы»). Время, отведенное на изучение этого материала, целесообразно использовать по согласованию с учителем начальной школы.

Вот мы и закончили анализ учебника «Ступеньки к информатике». Надеемся, что обучение второклассников информатики принесет вам радость и удовольствие!

Ольга Баурина, г. Севастополь, для Освіта.ua

Освіта.ua
02.08.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!