День учителя – женский праздник

Первое воскресенье октября. Работникам системы образования и родителям школьников не нужно лишний раз объяснять, что это за день. К этому дню готовятся заранее, радуя продавцов цветочных ларьков и сувенирных лавок

День учителя – женский праздник

В этот день даже самые заядлые скептики и критики говорят добрые слова об учителях. О своих учителях и об учителях своих детей.

В этот день во всей стране огромное количество прекрасных, умных, заботливых женщин приходит к себе на работу при полном параде и чувствуют себя именинницами. Огромное количество женщин и совсем немного мужчин. Гендерная диспропорция в школьном образовании гигантская.

Мужчин-учителей – исчезающее количество. Кажется, пару лет – и они исчезнут совсем. Дело обучения и воспитания – в руках женщин. На них же – и вся ответственность. Им же и достаются все упреки от недовольных.

В преддверии профессионального праздника Институт Горшенина провел всеукраинский социологический опрос на тему "День учителя в Украине". На вопрос "Как вы считаете, является ли профессия учителя престижной в наше время?" большинство респондентов – 74,1% - ответили отрицательно. И только каждый пятый считает профессию учителя по-прежнему престижной.

     

Вряд ли эти данные могут кого-то удивить. Низкий уровень заработной платы, высокий уровень ответственности и нагрузок, устаревшая материальная база многих школ Украины – вот неполный перечень тех факторов, которые не способствуют росту престижа учительского труда.

В последнее время отмечают также досадный факт расширения социальной пропасти между учителем и учеником. Это, в основном, касается столичных школ и школ городов-миллионников. Наступило время, когда многие ученики смотрят на своих учителей свысока и не воспринимают их авторитет. Причина этому – имущественное расслоение украинского общества и сбой в системе ценностных ориентиров украинцев.

Все годы независимости на всех уровнях говорят о необходимости повышения престижности учительского труда, о системе мотивации для молодежи, которая выберет в будущем эту профессию. Однако за все эти годы существенных изменений не произошло. Приятные исключения наблюдаются на уровне отдельных школ, как правило, специализированных, а также экспериментальных площадок.

Главная проблема кадровой политики в отечественном школьном образовании – в отсутствии социальных и карьерных "лифтов" для учителя. Устаревшие звания типа "Заслуженный учитель" звучат слишком по-советски и не дают ощутимых привилегий. Для того чтобы улучшить свое материальное благосостояния, учителя вынуждены увеличивать себе нагрузку – и без того немалое количество рабочих часов. Часто это происходит в ущерб качеству преподавания, в ущерб здоровью учителя.

Видимо, к решению задачи повышения престижности учительского труда, государству и профильному министерству следует подходить более инновационно. Во-первых, не лишним будет проанализировать эффективный опыт ближайших соседей, например Польши – в 1999 году там была проведена успешная реформа образования, которая, в том числе, содержала комплекс мер по мотивации и возможности карьерного роста школьных учителей с соответствующим и ощутимым ростом доходов.

Возможно, путь к увеличению оплаты учительского труда – в диверсификации расходов на образование. Такая диверсификация предусматривает распределение бюджетного бремени между государством и регионами, в создании региональных и городских попечительских советов, куда входили бы как представители местных органов власти, так и представители бизнес-структур, крупных государственных и частных компаний, которые озабочены реализацией программ корпоративной социальной ответственности.

При разумном государственном подходе к этому вопросу, профессия учителя имеет все шансы стать намного привлекательнее, в том числе и для молодежи. Пока же все держится на самоотверженных женщинах, которые, несмотря ни на что, умеют хорошо выглядеть и достойно делать свою работу.

Автор: Наталия Клаунинг, эксперт Института Горшенина

Институт Горшенина
30.09.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев