Внедрение куррикулума в гимназическое образование
Латинское слово "куррикулум" переводится как бег, путь, поприще. В педагогике означает процесс изучения школьного предмета
Научный подход к разработке куррикулумной проблематики связан с именем Джона Дьюи. В 1902 году появляется его работа «Ребенок и куррикулум», знаменуя собой первый шаг в развитии концепции куррикулума. Автор разграничивает два аспекта данного феномена, которые, хотя и находятся в рамках образовательной парадигмы в постоянном взаимодействии, в то же время автономны. Речь идет о:
- предметах и темах школьного обучения;
- опыте обучения школьников.
Трактовку понятия «куррикулум» давали многие ученые Америки и Европы. Попытавшись выявить наиболее существенные черты куррикулума, исходя из многих его определений, мы пришли к выводу, что под куррикулумом следует понимать все (либо почти все), что так или иначе связано с а) процедурой обучения и б) становлением личности человека в ходе обучения.
Будучи столь сложным и обширным явлением, куррикулум понимается также как система регламентирующих и ориентирующих документов, содержащих данные относительно процесса обучения и оценивания уровня учебных достижений ученика, предлагающих специфические модели организации управления этим процессом.
Преимущества куррикулума в сравнении с традиционными программами очевидны (см. табл.).
В 2000 году в Молдове изданы предметные куррикулумы и в этом же году началось их внедрение в начальной школе, гимназическом и лицейском звеньях.
Куррикулумы по предметам опираются на современную концепцию того или иного предмета. Так, концепция преподавания русского языка и литературы, украинского языка и литературы предполагает коммуникативно-деятельностный подход к организации обучения, что открывает новые возможности для речевого развития и нравственного воспитания учащихся.
Обновление содержания образования по русскому языку и литературе, внедрение новых обучающих технологий связано с учетом положительного научно-методического опыта прошлого.
Куррикулум - это новый документ, который вводится в практику гимназического образования и является новым по форме и содержанию научно-методическим руководством.
В куррикулуме обозначены цели обучения (по классам - ключевые, промежуточные), к которым прилагаются ориентировочные виды учебной деятельности; общие учебные цели, реализация которых должна дать обществу грамотных выпускников, культурный уровень которых позволит им успешно решать как личные, так и общественные задачи.
Введены новые разделы (методические рекомендации, предложения по оценке знаний), призванные помочь учителю разработать свою систему принципов преподавания предметов и оценивания знаний учащихся.
Школьный куррикулум по предметам адресован учителям и предоставляет им широкие возможности выбора технологий обучения. Кроме куррикулума в республике изданы учебники, методические пособия для учителей, тетради по языку и литературе для выполнения практических работ учащимися и тетради для контрольного тестирования.
Разработка современной концепции обучения родному русскому языку и литературе, украинскому языку и литературе, базируются на научных достижениях в области лингвистики, литературоведения, психолингвистики, педагогики, психологии. Коммуникативная направленность обучения родному языку органически сочетается с системным курсом: сведения о языке и речи являются научной основой развития нормативной речи учащихся.
Русский и украинский язык являются предметами обучения и рассматриваются как развивающаяся современная система, функционирующая в определенных этно- и социолингвистических условиях.
Социальная значимость родного языка как предмета состоит в том, что он является важным фактором всестороннего развития личности. Родной язык служит средством речевого общения в различных сферах жизни, средством хранения информации.
Уровень владения родным языком определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные данные, общественную активность, стремление к самообразованию, совершенствованию духовного начала.
Внедрение куррикулума в гимназических классах идет поэтапно, начиная с 5-го класса. В текущем учебном году (2004/05) начнем внедрение куррикулума в 9-х классах. По родному языку и литературе (русскому, украинскому, болгарскому, гагаузскому) уже изданы учебники, хрестоматии, методические рекомендации учителю, контрольные тесты и тетради для практических работ по языку и литературе.
Преимущества школьного куррикулума в сравнении с традиционными программами
Параметры | Программа | Куррикулум |
1. Философия образования | Учебный процесс сосредоточен на учителе. Ученик - объект учебного процесса. Обучение рассматривается как результат. Способствует духу соревновательности. Ориентирует на внешнюю мотивацию | Учебный процесс сосредоточен на ученике. Ученик - субъект учебного процесса. Обучение рассматривается как процесс. Стимулирует сотрудничество и взаимопомощь. Ориентирует на внутреннюю мотивацию |
2. Цели | Носят обобщенный и абстрактный характер. Акцент на целях, связанных со знанием. Цели являются приложением к содержанию | Носят конкретный характер. Акцент на целях, связанных с умениями. Коррелируют знания и умения и отношения |
3. Содержание | Строго очерченный объем. Проявляется в виде конечных целей обучения. Содержание определено строго по предметам | Содержание отличается гибкостью. Содержание - средство достижения целей. Определено на внутри- и межпредметном уровне |
4. Дидактика | Не является самостоятельным элементом. Акцент на репродуктивных методах. Индивидуальные или коллективные формы | Методические рекомендации - основа куррикулума. Акцент на обучении на творческих методах. Деятельность в малых группах, взаимообучение |
5. Методология оценивания | Компонент «оценивание» отсутствует. Основывается на заученной информации. Оценка ориентирована, прежде всего, на констатацию неудач Контроль осуществляется время от времени в конкретные сроки | Оценивание представлено в виде рекомендаций. Оценка основана на умениях и навыках. Оценка направлена на констатацию успеха. Оценка носит непрерывный и кумулятивный характер. Стимулирует усилия учеников к самооценке. Направлена на мотивацию учащихся |
Автор: З. Штефанец
Освіта.ua
19.06.2008