![]() |
У выпускников школ возникли трудности по решению стандартных задач по математике |
Задания НМТ по математике вызвали трудности у выпускников
Даже задания для проверки уровня сформированности основных математических навыков и умений и применения их при решении стандартных задач вызывают трудности у выпускников школ.
Об этом свидетельствует анализ результатов выполнения выпускниками школ заданий НМТ по математике, отраженный в Официальном отчете Украинского центра оценивания качества образования о результатах проведения НМТ в 2023 году.
В частности, с заданием теста НМТ по математике на воспроизведение фактов (определение нуля функции по приведенному графику) успешно справились 48% участников НМТ по математике.
Меньше четверти тестируемых выполнили теоретическое задание на знание свойств трапеции и ее элементов.
С заданием, в котором требовалось определить координаты вектора, являющиеся суммой заданных векторов, справились 51,8% тестируемых.
Анализ статистических результатов задания на установление соответствия показал, что значительная часть тестируемых не имела сформированных базовых умений и навыков по теме «Функции. Свойства функций». С этим заданием справились менее трети участников (32,4%).
Задание, направленное на проверку умения определять скорость материальной точки по известному закону ее движения, смогли выполнить правильно 42,8% участников.
Правильно указать диаграмму, на которой отражено распределение приобретенных столов и стульев в соотношении 1:3, смогли 53% участников.
Правильно решили линейное неравенство 47,4% тестируемых, с системой рациональных уравнений, из которых одно линейное, справились 39% участников, тогда как указали корень простейшего тригонометрического уравнения только 35,3% тестируемых.
Возвести в куб числовое иррациональное выражение и упростить его смогли 52,8% тестируемых.
Сократить дробь, после чего упростить разность двух дробей с одинаковыми знаменателями сумела пятая часть тестируемых (20,6%).
Задание, нацеленное на проверку умения преобразовывать логарифмическое и показательное выражения по известным формулам, а также выражать знаменатель дроби через ее числитель и значение дроби, успешно выполнили лишь 35,3% участников НМТ.
С двумя заданиями, проверяющими умение определять элементы параллелограмма и его площадь, углы в прямоугольном и равнобедренном треугольниках справились менее половины участников тестирования (44,5% и 40,3% соответственно).
«Ожидаемо задания открытой формы с кратким ответом оказались в целом более сложными, чем задания с выбором одного правильного ответа или на установление соответствия («логические пары»). Так, задание 19, в котором нужно было определить сумму всех членов арифметической прогрессии с заданным первым членом и разностью, попадающих в заданный интервал, выполнили правильно 27% участников/участниц тестирования», – отмечают специалисты Украинского центра оценивания качества образования.
Задание, в котором нужно было вычислить объем прямой призмы, основой которой является ромб с заданной стороной, известной высотой призмы и периметром диагонального сечения призмы, успешно выполнили 12,7% тестируемых.
Одно из заданий теста проверяло умение решать квадратное уравнение с переменными коэффициентами и находить его корни в зависимости от значений а. Определить количество целых значений а, при которых один из корней квадратного уравнения меньше 1, а второй – больше, смогли 22,4% тестируемых.
Наибольшие сложности у участников вызвало задание по комбинаторике, в котором нужно было определить количество вариантов формирования комплекта книг для победителя олимпиады, использовав комбинаторное правило умножения и дважды формулу для вычисления количества комбинаций. Правильный ответ дали только 12,7% тестируемых.
В УЦОКО отмечают, что в этом году участники тестирования имели возможность пользоваться справочными материалами, содержащими основные формулы по алгебре и началам анализа и геометрии. Использовав эти формулы, можно было выполнить значительную часть заданий.
В то же время, статистические показатели заданий НМТ несколько ухудшились по сравнению с соответствующими показателями заданий ЗНО предыдущих лет.
Так, задания на определение нуля функции по приведенному рисунку в 2020 году выполнили более двух третей участников, а в этом году – менее половины.
Задание с кратким ответом на проверку финансовой грамотности участников, которая предусматривала вычисление процентов от числа, в 2020 году выполнили 60% тестируемых, а в этом году аналогичное задание с выбором правильного ответа из пяти предложенных – всего 53,6%.
Задание с развернутым ответом на построение осевого сечения цилиндра и определение угла между диагональю этого сечения и плоскостью основания в 2021 году выполнили более 40% участников, а в 2023 году лишь 38% правильно определили образование цилиндра как результат вращения квадрата вокруг его стороны.
Как известно, в 2023 году тест по математике был включен в основной блок НМТ, предметы которого были обязательными для выполнения всеми участниками тестирования.
Освіта.ua
15.09.2023