![]() |
Документ содержит рекомендации по преподаванию предметов и интегрированных курсов по предметным отраслям |
Опубликованы рекомендации по преподаванию школьных предметов
Министерством образования и науки совместно с Институтом модернизации содержания образования разработаны методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в школах в 2023/24 учебном году.
Документ содержит рекомендации для учителей по преподаванию предметов и интегрированных курсов в начальной, базовой и старшей школе по образовательным отраслям, которые они должны использовать в практической работе.
В МОН отмечают, что в 2023/24 учебном году приоритетны продолжение реформы НУШ (внедрение в 6 классах нового Государственного стандарта базового среднего образования и переход на новую модель обучения) и преодоление потерь в обучении.
Также в приоритете должно быть усиление национально-патриотического воспитания, формирование гражданской позиции, развитие навыков информационной гигиены во время войны, образование по вопросам личной безопасности и психологическая поддержка всех участников образовательного процесса.
Основным документом, обеспечивающим достижение учениками определенных соответствующими Государственными стандартами результатов обучения, остается образовательная программа школы, содержащая учебный план и перечень учебных программ.
Учебным планом должен определяться общий объем учебной нагрузки, а учебными программами предметов или встроенных курсов – ожидаемые результаты обучения получателей образования.
В соответствии с учебным планом школа должна осуществлять выбор модельных учебных программ для учреждений общего среднего образования среди тех, которым предоставлен гриф Министерства образования и науки.
В ведомстве обратили внимание директоров школ, что педагоги должны выбирать модельные учебные программы на определенный цикл полного общего среднего образования и не могут менять их в середине цикла, в частности, при переходе от 5-го к 6-му классу.
Модельные учебные программы на уровне учебного заведения должны быть конкретизированы в учебные программы.
На основе модельного и утвержденного педагогическим советом учебной программы учебного предмета или интегрированного курса учитель составляет календарно-тематическое планирование с учетом возможностей учеников класса.
Календарно-тематическое и поурочное планирование осуществляется учителем в произвольной форме, в том числе с использованием печатных или электронных источников. Формат, объем, структура, содержание и оформление календарно-тематических планов и поурочных планов-конспектов являются индивидуальным делом учителя.
Также в Минобразования отметили, что использование пособий и тетрадей с печатной основой, дополняющих содержание учебников, необязательно и может иметь место в образовательном процессе только при условии соблюдения требований по избежанию перегрузки учеников и добровольного согласия всех родителей учеников класса на финансовое обеспечение.
Кроме того, в Министерстве образования в очередной раз акцентировали внимание на том, что классы могут делиться на группы. Во время изучения украинского и иностранных языков, технологий, физической культуры при наличии в классе более 27 учеников, во время проведения практических занятий по информатике с использованием компьютеров при условии не менее 8 учеников в группе.
В целях выявления потерь в обучении должностные лица рекомендуют в начале учебного года выявить уровень овладения учениками учебного материала и ввести «корректирующее обучение» в виде компенсаторных занятий.
В календарно-тематическом планировании необходимо предусмотреть достаточное количество учебного времени для повторения и диагностирования результатов обучения за предыдущий год. Способ диагностирования остаточных результатов обучения учитель выбирает самостоятельно.
Для выявления учебных потерь педагоги могут использовать диагностические тесты, размещенные на платформе Всеукраинская школа онлайн.
Также в Минобразования подчеркнули, что действующими остаются инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса и преподавания учебных предметов в заведениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году и методические рекомендации по отдельным вопросам получения общего среднего образования в условиях военного положения в Украине.
Министерство образования просит ознакомиться с текстом рекомендаций по преподаванию школьных предметов в 2023/24 учебном году директоров школ и учителей.
ОЗНАКОМИТЬСЯ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
Освіта.ua
12.09.2023