Ребенок увидел что-то шокирующее: алгоритм поведения взрослых

Как помочь ребенку, если он услышал или увидел что-то шокирующее и испугался: советы психологов

Ребенок увидел что-то шокирующее: алгоритм поведения взрослых

Страна-террорист продолжает обстреливать мирные города Украины. Особенно сейчас, когда рашисты не могут противостоять нашим героическим ВСУ на фронте, убегают или сдаются в плен, они мстят нам – подло стреляют ракетами по мирному населению. Стремятся посеять страх и панику, создать чрезвычайную ситуацию, попытаться оставить людей без света, тепла, воды или пищи. Сможет ли это нас сломать? Конечно нет. Но, к сожалению, наши дети тоже видят страшное лицо войны, наравне со взрослыми, переживают этот ужас и могут стать свидетелями шокирующих событий. Мы должны помочь им справиться с этим. Психологи ГСЧС рассказали, как действовать, если ребенок услышал или увидел что-то шокирующее и напуган.

1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за его испуг. Страх – природное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он не поддается контролю у детей, проявляется на физическом уровне – содрогания, плаксивость, нарушение сна и аппетита, нервные тики, заикание.

2. Если вы увидели, что ребенок сильно испуган, успокаивайте его, крепко-крепко обнимайте, согревайте своим телом, гладьте по спинке – это поможет снять напряжение.

3. Пусть ребенок плачет, если ему это нужно. Не останавливайте, не заговаривайте, дайте выплакаться, просто будьте рядом и показывайте свою любовь.

4. Обсуждайте с ребенком то, что он увидел. Проговорите за ребенка то, что он не может сформулировать сам: «Ты так сильно испугался, когда увидел…» Так вы поможете ему выпустить страх наружу. Как и любая сильная эмоция, остающаяся внутри, страх «давит» на ребенка, создает постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу.

5. Во время разговора с ребенком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится. Говорите медленно и обязательно делайте паузы, чтобы ребенок имел время понять, а вы – держать чувства под контролем.

6. По большей части, одного разговора недостаточно, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности произошедшего. Это следует делать до момента, пока вы не почувствуете, что страх ребенка постепенно уменьшается. И главное – поддерживайте ребенка каждый раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугалась взрыва?»).

7. Рассказывайте ребенку о своих чувствах и страхах: "Мне тоже было страшно". Позвольте себе и ребенку бояться – не пытайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно.

8. Предложите нарисовать свой страх или то, что испугало – это поможет справиться с эмоциями. Ребенок сам выберет, как это сделать. Некоторые дети рисуют или лепят сцену, которой испугались, с точностью до мельчайших деталей. Некоторые закрашивают листы черной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой. Не стоит направлять ребенка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата, ведь основное – выплеснуть наружу то, что угнетает ребенка внутри.

9. Помните: ребенок не умеет управлять своими эмоциями и чувствами. Да и не всем взрослым это хорошо удается. Поэтому главная задача – помочь ребенку в этом.

Будьте рядом, держитесь и не сдавайтесь сами. Мы победим!

По материалам Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Освіта.ua
19.09.2022

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев