Обучение в условиях войны: как получать знания под звуки сирен?

Надо адаптироваться к новой реальности и понять, как дети должны получать профессиональное обучение

Обучение в условиях войны: как получать знания под звуки сирен?

Этот учебный год для тысяч украинских детей начнется под звуки тревог. Кто-то прослушает первые уроки дома по дистанционной или семейной форме обучения, а кто-то на более безопасных территориях пойдет в школу. Именно об очной форме обучения, которая вызывает у учителей и родителей больше всего вопросов, рассказывает психолог благотворительной организации СОС Дитячі Містечка Наталья Простун.

В стране идет война, а наш враг коварно целится в гражданское население, о чем свидетельствуют десятки уничтоженных школ, больниц и частных построек. Несмотря на это, нам нужно адаптироваться к новой реальности и понять, как дети должны получать профессиональное обучение в условиях войны.

Известно, что во многих образовательных учреждениях Украины уже оборудованы специальные укрытия с важными средствами безопасности, вещами первой необходимости и биотуалетами, чтобы обеспечить базовые физические потребности учителей и детей. А как насчет психологической безопасности?

Как учителю помочь ребенку адаптироваться к тревогам?

1. Когда дети слышат звук воздушной тревоги и спускаются в безопасное место, они пытаются найти успокоение в глазах учителя. Поэтому последним важно в любой ситуации сохранять спокойствие. Кроме этого, нужно уметь грамотно объяснить, что такие правила направлены на безопасность, а потому их не следует бояться.

В этом украинским учителям должно помочь Министерство образования Украины и позаботиться о том, чтобы все они знали и понимали базовые психологические навыки и техники успокоения ребенка. Например, как узнать, что у ученика началась паническая атака и что нужно делать в такой ситуации. Ведь именно на учителя ложится обязанность физически и эмоционально защитить ребенка.

2. Чтобы помочь детям справиться с первыми эмоциями во время тревоги и спуска в бомбоубежище важно подобрать творческий подход. Начните выкрикивать лозунги или петь, например, сейчас дети обожают «Ой у лузі червона калина…» Это поможет поднять национальный дух и подарит ученикам чувство единства. Ведь из историй наших предков известно, что пение для украинцев было интуитивным способом успокоиться, отвлечься.

3. Важной для преодоления стресса является физическая активность. Нужно делать упражнения. Это творческий вызов для школьных хореографов, которые могут придумать особые ритмичные связки для своих учеников, например, вход и выход из бомбоубежища с соответствующим настроем.

4. Позаботьтесь о том, чтобы укрытие было обустроено по-детски. Добавьте немного игрушек, карандашей и альбомов, пластилина и т.п. Дети должны быть заняты, чтобы не думать о ситуации вокруг.

5. Ни в коем случае не запрещайте детям задавать вопросы или делиться воспоминаниями, особенно если это детки из числа внутренне перемещенных лиц, которые своими глазами видели ракеты. Позвольте ученику проговорить свои эмоции, а потом успокойте его и скажите, что вы в безопасности и рядом есть близкие люди.

6. Говорите о нашей армии и ее победах, объясняйте, что с такими защитниками нам нечего бояться. Уже сейчас существуют сказки о ПВО, которые вы можете рассказать самым маленьким ученикам.

7. Особая просьба: ни в коем случае, когда ученики уходят в бомбоубежище или выходят из него, не кричите на них. Когда мы встревожены, то уровень агрессии увеличивается, поэтому мы можем раздражаться на ребенка из-за собственного состояния. Вместо этого позаботьтесь об эмоциональной безопасности, которая создается благодаря улыбке, обращению к ребенку по имени, постукиванию по плечу.

Реально ли учиться в укрытии?

Конечно, просто спуститься в укрытие и продолжить урок невозможно. Дети за эти несколько минут пережили стресс, поэтому им будет сложно сконцентрироваться на сложных заданиях.

Для начала выполните несколько простых дыхательных упражнений. К примеру, попросите детей руками в воздухе нарисовать большую единицу. Важно, чтобы при этом они сначала вдыхали воздух носиком, а выдыхали ртом.

Когда ученики немного успокоились, попробуйте добавить творчества в учебный процесс. Если это украинская литература – ​​то вы можете вместе прочитать произведение, эмоционально поразмышлять над ним или же разыграть сцену в ролях.

Если это история или география, то пофантазируйте немного, а если иностранный – постройте интересные диалоги. Конечно, с химией, физикой или математикой будет сложнее, но ничего невозможного нет!

Тревога окончилась: когда можно вернуться к обучению?

Все мы очень адаптивны, поэтому сейчас многие дети уже привыкли к звуку тревог. Поэтому советую чрезмерно не акцентировать внимание на случившемся. Лучше стабилизируйте свое состояние и помогите с этой задачей ученикам. Вы можете попеть, потанцевать или правильно подышать. С подростками прекрасно поможет юмор, поэтому приберегите на такой случай какой-нибудь анекдот или забавную жизненную историю.

Помните, что психика детей работает в формате природного лечения. Немного пошутить, поговорить – и дети сами себя вылечат. Доверьтесь им. А уж тогда смело беритесь за разъяснение новой темы.

Что нужно знать родителям?

1. Обязательно выучите номер телефона родителей или близких людей вместе с ребенком. Важно, чтобы при необходимости и даже в условиях стресса они смогли быстро назвать номер по памяти, даже не задумываясь.

2. Настройтесь положительно и доверьтесь учителям. Передать ребенку все страхи и негатив – не самое лучшее решение!

3. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, которая вызывает приятные ассоциации.

4. Будьте на связи. Если у вас возникла необходимость позвонить ребенку или написать, то сделайте это. Но не переходите предел, доверие важно. Также обсудите с ребенком возможные проблемы со связью и договоритесь связаться сразу после выхода из укрытия.

5. Обсудите с ребенком новую реальность и необходимость спускаться в укрытие. Расскажите о том, как следует вести себя и что бояться не нужно.

Такие советы могут помочь вашим деткам. Ведь родители для большинства детей – это безопасность, а связь с ними – это психологическая пуповина, определяющая самое безопасное место.

Освіта.ua
01.09.2022

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев