Советы по организации здорового режима школьника

Правильно организованное рабочее место и режим обучения ученика - залог гармоничного развития

Советы по организации здорового режима школьника

Учебная деятельность имеет большое социальное и психологическое значение в жизни ребенка, и важно, чтобы она не вредила здоровью школьников. Безопасное и правильно организованное рабочее место ученика - залог его гармоничного развития.

В процессе обустройства рабочего места школьника необходимо соблюдать следующие основные советы:

Письменный стол или парта должны быть полноценно освещены. Оптимально, если в светлое время суток это будет обеспечиваться естественным освещением, а в темное - искусственным. Как искусственный источник освещения следует выбирать настольные лампы на гибкой ножке. Лампу лучше поставить слева, если ученик пишет правой рукой, и наоборот - справа, если ребенок левша.

Для формирования правильной осанки ученика важно использовать мебель, которая соответствуют его росту. Лучше всего, если это будут модели-трансформеры. Правильным сидением за письменным столом или партой считается такая поза, когда ученик сидит глубоко на стуле, пояснично-крестцовой частью тела опирается на его спинку, держит ровно корпус и голову, которую слегка наклоняет вперед, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, стопы опираются на пол, а предплечья свободно лежат на столе.

Во время работы за персональным компьютером клавиатура и мышка должны быть на уровне локтя, запястья должны быть расположены прямо, чтобы предотвратить набухание мышц. Монитор необходимо располагать напротив лица, на расстоянии вытянутой руки.

Благодаря правильной позе за письменным столом и достаточному уровню освещения уменьшается усталость глаз и не снижается уровень остроты зрения. Зато недостаточный уровень освещенности ухудшает восприятие информации при чтении, соответственно, способность ученика к запоминанию может снижаться.

К тому же, важно правильно организовать режим учебного процесса. Он должен предусматривать чередование разных видов деятельности и отдыха. Школьные занятия сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Для профилактики утомляемости, нарушений зрения и телосложения ученикам рекомендуется каждые 15 минут проводить несложные физические упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища и глаз.

Приводим примеры комплексов таких упражнений:

Для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение - сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение - сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2 - исходное положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - исходное положение, 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - сменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение - сидя, руки вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для снятия утомления с туловища

1. Исходное положение - стойка ноги на ширине плеч, руки за голову, 1 - повернуть таз вправо, 2 - повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс должен оставаться неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение - стойка ноги на ширине плеч, руки за голову, 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение - стойка ноги на ширине плеч, 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - исходное положение, 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Двигательные активности общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе учебной деятельности.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать глазами, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль, считая до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями влево и вправо, вверх и вниз указательного пальца вытянутой руки. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, затем перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе сделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль - на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Стоит найти баланс между обучением, отдыхом и физической активностью ребенка. Благодаря правильному, сбалансированному режиму дня у ребенка вырабатывается привычка, а последовательность действий настраивает на соответствующую деятельность.

Для школьника правильный режим дня - это основа крепкого здоровья, хорошей работоспособности и настроения, что поможет избежать переутомления.

По материалам Центра общественного здоровья МОЗ Украины.

Освіта.ua
30.08.2021

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев