Прогресстех-Украина убеждает всех, что физика – это просто
PR

Специалисты открыты для сотрудничества и готовы делиться своими «ноу-хау» в образовании

Прогресстех-Украина убеждает всех, что физика – это просто

На вопрос, какой самый нелюбимый предмет был у вас в школе, большинство ответило бы: математика, физика, химия.

Многим ученикам они тяжело «даются», кажутся сложными, бесполезными и очень скучными. В итоге, из всего школьного курса физики люди выносят только правило буравчика и смутные воспоминания о законах, открытых учеными со звучными фамилиями: Ом, Ньютон, Бойль-Мариотт.

По итогам исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проводившегося в 2018 году, 36% украинских учеников не обладают даже базовым уровнем знаний по математике.

Еще хуже обстоят дела с физикой. Число выпускников школ, выбирающих на ЗНО физику, ежегодно уменьшается и уже давно существенно меньше 20 тысяч человек в год. Что же касается результатов оценивания, то они и вовсе печальны: на приемлемые баллы физику сдают около 5 тысяч абитуриентов, то есть их с трудом хватило бы на один крупный технический вуз. И пока о качестве физико-математического образования дискутируют в МОН Украины, некоторые «амбассадоры точных дисциплин» уже активно внедряют совершенно другие методы обучения физике.

Физика может быть очень интересным предметом

На самом деле, все, что нас окружает, – это «физика» или «химия». Многие, на первый взгляд, необъяснимые вещи, с которыми мы часто в жизни сталкиваемся, обусловлены достаточно простыми физическими явлениями. Секрет в том, чтобы их понимать и замечать в окружающем нас мире. Для этого в процессе обучения нужно демонстрировать все явления на реальных примерах для того, чтобы заинтересовать учащихся и вдохновить их на самостоятельные исследования.

Такую практику обучения уже несколько лет применяют специалисты Прогресстех-Украинадочерней компании американского провайдера интеллектуальных услуг PT-Americas из Хьюстона (Техас, США). Профиль компании – предоставление инженерных услуг и разработка ПО для предприятий высокотехнологичных секторов экономики).

Специалисты по подбору персонала компании комментируют это так: «Основным заказчиком работ компании Прогресстех-Украина является американская аэрокосмическая корпорация Boeing. Мы нуждаемся в высокопрофессиональных инженерах. Поэтому вполне очевидно, что модернизация инженерного образования в Украине – наша приоритетная задача. Мы, совместно с ведущими техническими вузами страны, занимаемся подготовкой авиационных специалистов уже далеко не первый год. Любой желающий попасть в инженерию может пройти дополнительную углублённую подготовку в наших учебных центрах, расположенных в Киеве, Днепре и Харькове».

С прошлого года харьковский учебный центр практикует альтернативные методы обучения физике еще и среди школьников. Все началось с того, что Ирине Валюх – студентке Харьковского авиационного университета и слушательнице центра – предложили вести физический кружок в частной школе УВК «Новатор». Девушка согласилась с энтузиазмом, но в процессе работы столкнулась с тем, что наглядный материал полностью отсутствовал, а объяснять законы физики без подтверждения практическими опытами невозможно.

Ирина Валюх на занятии кружка по физике, УВК «Новатор», Харьков

Тогда слушатели центра решили помочь Ирине: самостоятельно спроектировать и изготовить все необходимое для демонстрации основных физических принципов и понятий. Для этого использовались 3D-принтер центра и самые разные подручные материалы. В результате оказалось, что каждый стенд на ту или иную тему получился «авторским», он был придуман и собран активными слушателями центра с использованием напечатанных на принтере деталей и предметов, не требующих больших финансовых затрат и серьезных ресурсов. Использовались и старый автомобильный насос, и химические колбы, купленные на блошином рынке, и пластилин, и шприцы, и надувные шарики, и шланги, и всякие другие мелочи.

«Многие считают, что физика – это что-то «за гранью реальности», и в большинстве случаев это слово наводит страх. Согласитесь, от такого у любого ученика пропадет желание изучать эту дисциплину, ведь он просто не видит смысла в этом. С другой стороны, очень тяжело заинтересовать современного ребенка изучением «науки». Ведь есть интернет, в котором можно найти ответы на любые вопросы, зачем тогда так напрягаться?» – делится своими впечатлениями о преподавании физике в школе Ирина Валюх.

Демонстрационные стенды из подручных материалов

«Физика – это самый близкий и дорогой сердцу каждого инженера предмет, поэтому мы и решили начать популяризацию технических дисциплин именно с него», – говорит ведущий специалист по подготовке инженеров Алексей Третьяков. – Во-первых, это очень занимательная наука, которую можно и нужно преподавать интересно, вопреки сложившемуся стереотипу о скучном предмете. Во-вторых, мы развенчиваем миф о том, что для эффективного обучения физике обязательно необходимо специализированное дорогостоящее оборудование, которое потребует больших капиталовложений».

На курсах от Прогресстех-Украина слушателей учат высказывать логически обоснованные предположения о том, каким будет примерный результат того или иного опыта (или расчета) до его проведения, а затем обсуждают, почему полученный эффект отличается от придуманной физической модели. То есть процесс обучения построен на выявлении тех или иных закономерностей и фактов. И сейчас слушатели курсов внедряют такие методы обучения уже для украинских школьников.

Причем обсуждение каждого «закона» максимально персонифицировано, чтобы ученики постоянно учитывали: все, что они изучают, придумали такие же люди, которые могли ошибаться. И иногда, действительно, ошибались. Например, изучение силы тяжести начинается с проверки классической легенды о заочном споре Аристотеля с Галилеем насчет времени падения предметов разной массы. Ну и, конечно, каждый урок посвящен вопросу, для чего используются те или иные физические знания в повседневной жизни.

«Вопрос «зачем это нужно?» звучит на каждом нашем занятии», – подчеркивает Ирина Валюх. – Как оказалось, достаточно обратить на это внимание детей – и они уже готовы активно применять «бесполезные» школьные знания. Не менее неожиданным оказалось и то, что даже пассивные в обычной школьной жизни ребята с большим энтузиазмом стремятся лично проводить опыты, цель которых им понятна. Наша задача – показать, что физика – везде, и множество процессов, которые мы постоянно наблюдаем, описываются именно этой наукой. После любых наших рассказов и дискуссий вопросов становится только больше. И тут нам на помощь приходят эксперименты, которые помогают не только разобраться в теме, но ещё и вызвать живой интерес к предмету. Каждый ребенок на занятии не может дождаться своей очереди, чтобы самостоятельно проделать опыт, и всем хочется забрать себе наш стендик».

Материалы от слушателей курсов компании Прогресстех-Украина теперь используются и на занятиях физического кружка Оксаны Ришко из Хуста

При этом специалисты и слушатели учебных центров компании не стремятся защитить свои «ноу-хау» в образовании, наоборот, они открыты для сотрудничества и готовы делиться своим опытом со всеми желающими. Так, на Facebook-странице компании размещена целая серия постов на эту тему, которую легко найти по хэштегу #физика_это_просто!

Кроме того, всем организаторам и руководителям кружков по физике, желающим проводить подобные опыты, представители компании «Прогресстех-Украина» обещают оказывать помощь в проектировании стендов, а также бесплатно распечатывать на 3D-принтере и присылать все необходимые детали.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Освіта.ua
15.04.2021

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев