![]() |
Большинство родителей и учителей не поддерживают идею внедрения 12-летнего среднего образования |
Учителя против идеи 12-летней школы, - опрос
Большинство родителей и учителей не поддерживают инициативу по внедрению 12-летней системы общего среднего образования. Об этом свидетельствуют результаты опроса родителей, учителей и директоров школ, проведенного Фондом "Демократические инициативы" и "Юкрейниан социолоджи сервис" в Киеве и 15 областях Украины.
Результаты опроса свидетельствуют, что против введения 12-летней школы выступает около 70% опрошенных родителей и 68% педагогов. Среди директоров школ нет однозначной позиции относительно этой инициативы.
Внедрение 3-этапной системы в средней школе (начальная школа, базовая средняя и старшая школа) не поддерживают более половины опрошенных учителей (54%) и почти половина родителей (48%), тогда как среди директоров эта инициатива находит определенную поддержку (41%).
Вместе с тем, подавляющее большинство опрошенных родителей, учителей и директоров оценивают качество среднего образования в Украине на среднем уровне.
Почти 50% родителей довольны своими возможностями влиять на состояние дел в школах, более 40% опрошенных родителей несколько раз в месяц или даже еженедельно посещают школы по собственной инициативе. Однако около трети всех опрошенных родителей признают, что не пользуются этими возможностями и не принимают фактически никакого участия в жизни школы.
Значительная часть родителей готова лично делать что-то для образовательного учреждения своего ребенка: более трети опрошенных готовы сдавать деньги на нужды школы (35%), принимать участие в заседаниях родительского комитета (35%), почти треть (27%) - выполнять работы по ремонту здания школы и уборке двора. В то же время около 36% родителей заявили об отсутствии возможности заниматься лично школьными делами.
Результаты опроса свидетельствуют, что более 90% опрошенных родителей сдавали деньги на нужды учебного заведения. При этом 51% родителей признают, что сдавали деньги без надлежащего официального оформления с соответствующим списком и подписью.
80% опрошенных родителей планируют, чтобы их дети продолжали обучение в высшем учебном заведении, мотивируя это необходимостью получить высокий уровень образования (40%) и лучшими возможностями для людей с высшим образованием найти хорошую работу (39%).
В оценке эффективности учебного заведения среднего образования подавляющее большинство родителей и учителей основным критерием определяет показатель успешности самих учащихся (72% и 62% соответственно), тогда как для директоров главным является критерий профессионального уровня педагогического и другого персонала (65%).
Среди наиболее актуальных и серьезных проблем, требующих решения уже в ближайшие годы, опрошенные родители назвали проблему слабой заинтересованности детей получать знания (50%), слабую материально-техническую базу школ (49%) и устаревшие программы и методики (42%).
Как первоочередные шаги для улучшения качества образования больше половины опрошенных родителей отметили необходимость создания новых соответствующих требованиям современности программ (56%), повышение оплаты труда преподавателей (52%) и необходимость бороться со всеми проявлениями коррупции и нечестности в средних образовательных учебных заведениях (49%).
Для педагогов и директоров наиболее острые проблемы в Украине связаны прежде всего со снижением социального статуса работников образования (62% и 88% соответственно) и отношением власти к образовательному сектору как к второстепенной, «затратной» части государственного бюджета (63% и 70% соответственно).
Улучшение ситуации в сфере образования педагоги и директора школ видят, так же как и родители, прежде всего в повышении оплаты труда преподавателей (80% и 90% соответственно) и в создании новых программ, которые отвечали бы требованиям современности (56%). Среди приоритетных мероприятий 68% директоров отмечают также необходимость предоставить большую самостоятельность директорам школ и педагогическим коллективам.
Подавляющее большинство родителей верит в возможность проведения реформы в средней школе (62%), а в перспективу улучшения ситуации в отрасли в результате этой реформы образования верят более 70% опрошенных родителей. В то же время в успешность проведения реформы образования учителя и директора верят ощутимо меньше - 46% и 34% соответственно.
По мнению большинства родителей, учителей и директоров, реформирование образования должны инициировать Министерство образования и науки (68%, 45% и 35% соответственно) и педагоги (54%, 34% и 44% соответственно). При этом примерно четверть опрошенных родителей считают, что реформу необходимо проводить уже в ближайший год, тогда как учителя и директора более склонны поддерживать постепенные и частичные реформы (54% и 47% соответственно), чем быстрые и радикальные (33% и 41% соответственно).
Более 70% педагогов в целом довольны возможностями повышения собственной квалификации. При этом возможности совершенствования своего профессионального уровня педагоги видят прежде всего в инновационных методах преподавания (47%), новейших достижениях в профессиональной сфере (43%) и во владении информационными технологиями (41%).
Подавляющее большинство учителей и директоров недовольны своим статусом в обществе (82% и 59% соответственно), а еще больше - уровнем социального обеспечения (93% и 94% соответственно). Примерно столько же опрошенных учителей и директоров не удовлетворены уровнем своей заработной платы - 89%. Почти половина опрошенных учителей (46%) выразили готовность принять участие в аттестации, на основании которой их зарплата может быть повышена.
Ссылки по теме:
Освіта.ua
14.09.2015