Рабы могут воспитывать только рабов

О монополии Минобразования и заинтересованности чиновников в обеспечении школ учебниками

Рабы могут воспитывать только рабов

В начале сентября региональные управления образования и науки и Институты последипломного педагогического образования получили письмо Министерства образования и науки Украины № 1/9-607 от 05.09.13 года об использовании учебной литературы в школах, в котором сообщается о запрете использования учебников без специального разрешения (грифа). Школы получили списки учебной литературы, рекомендованной Министерством образования и науки Украины (письмо № 1/9-573 от 23 августа 2013 г.) для использования в 2013/ 14 учебном году. Другая учебная литература, которая не вошла в списки, запрещена к использованию под персональную ответственность руководителей общеобразовательных учебных заведений.

На сайтах http://osvita.ua и http://gazeta.zn.ua/, на форуме http://informatic.org.ua/forum появились комментарии учителей, родителей учеников и депутатов ВР на установленные МОН правила обеспечения школ учебниками, вот несколько из них:

Полина Осипенко: "Рекомендация Минобразования становится не критерием качества учебника, а грифом избрания и авторитарного приказа: только своих, кроме них никаких. При этом идет запугивание, как учителей, так и администрации. В выборе учебников и пособий должен быть право не МОН, а учителей и школы на выбор средств обучения, лучших в работе и на практике".

Сергей Болтивец: "Гриф - это и есть цензура, которая запрещена статьей 15 Конституции Украины. Только учитель может определять, какие книги стоит советовать ученикам, но ученики и без учителя могут читать то, что их привлекает... МОН никогда не допустит разрушения монополии ее штатных авторов учебников: это большие деньги! Быстрое разрушение этой монополии - в руках учеников, их родителей и учителей, лучшие из которых еще во времена свирепства цензуры Российской империи, просто откладывали в сторону грифованные издания, а учились и учили по правдивым. Так выросло поколение талантов и гениев ХХ века".

Александра Родионовна: "С навязанными учебниками учитель превращается из личности в безвольного исполнителя, вынужденного наперекор собственным убеждениям и наработанным годами методикам, следовать рекомендациям отдельных "экспертов" МОН. Бесконечные проверки использования учебников делают учителей заложниками этой репрессивной системы и постепенно уничтожают те остатки нормального образования, которые еще можно было встретить в отдельных школах".

Ирина Гунина: "Учебники просто ужасны! Каждая семья, которая интересуется обучением своих детей, уже сумела оценить научно-абсурдный стиль их написания, когда ребенок, дочитывая до конца предложения, уже и забыл, чем оно начиналось. Я уже не говорю о перегруженности никому не нужными терминами. Такое обучение не развивает, а зомбирует ребенка".

Ирина Шульгина: "Издательство учебников превратилось в бизнес, где главным фактором является нажива, а не качество и содержание книг и интересы детей. И делается этот бизнес под эгидой руководства МОН Украины. В этом бизнесе крутятся огромные деньги, а дети учатся по ужасающим учебникам".

Ego: "Настоящей работы над учебниками не ведется. Проводится зарабатывание денег на учебниках. Поэтому так называемая апробация проводится фиктивно, когда учебники уже запущены в массовое производство и что-то изменять в них никто не собирается. Отсюда и их уровень – перенасыщенный заумными научными сентенциями. Для чего это? Чтобы отбить желание учиться у школьников. Неграмотными баранами управлять легче. Вот и все реформы, которые успешно осуществляет МОН, попутно кладя себе в карман немалые суммы откатов за те же учебники".

Григорий Громко: "Академия педагогических наук Украины должна решить, что нужно знать и уметь ученикам (но не в меру своих профессорских идей, а в соответствии с требованиями времени, общества, потребностей и возраста детей), чиновники из МОН должны все это реализовать в стандарте (требования к уровню знаний, умений и навыков учеников), а учителя всеми доступными способами должны реализовать это на практике. Как это они будут делать - дело их профессионализма и опыта: использовать интерактивные методы, проектные технологии, гипнотизировать , проповедовать или еще каким-то другим способом, и литературу они должны выбирать ту, которая им нужна, а не ту, которую избрал за них чиновник из МОН. Главное, чтобы знания учеников отвечали государственным стандартам и пусть это объективно проверяют независимые службы".

Просто Мария: "Скоро будут гать запрещенные книги на школьном дворе, а черные воронки будут хватать учителей на улицах за негрифованную книгу? Или сразу расстрел на школьной линейке? Зачем я 20 лет собирала методическую и дидактическую литературу? Чтобы за нее меня сделали преступником? Боже, избавь нас от маразматиков из МОН, потому что уже не смешно, а реально страшно! Что нас ждет дальше?".

Лилия Гриневич: "Больше всего возмущает, каким образом относятся к украинскому учителю. Потому что привести к тому, что учитель в учебном процессе, будучи с детьми, не может использовать учебные материалы, которые ему нравятся, которые он традиционно использует, имеющие хороший обучающий эффект и результат, это недопустимое давление со стороны МОН. Я намерена на очередном заседании комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования рассмотреть эту ситуацию и рекомендовать отозвать эти письма МОН из учреждений образования». Подробнее см. статью Оксаны Онищенко "Без объявления войны..." в газете "Зеркало недели. Украина" № 35 http://gazeta.dt.ua/EDUCATION/bez-ogoloshennya-viyni-_.html.

Монополия МОН на весь процесс от конкурса рукописей учебников, разрешения (грифования) на печать, выбор издательств, финансирование печати и доставки, принятие готовой продукции, любая доставка в школы, запрет "чужих" изданий - до оценивания качества собственной работы (?) СИСТЕМНО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ И ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Такая система не работает автоматически и эффективно, как в рыночных условиях, а требует усилий не всегда чистых на руку армии чиновников.

Только коррумпированная заинтересованность может объяснить, почему так упорно МОН пытается сохранить монополию на обеспечение школ учебниками. Для этого МОН с регулярными циркулярами о запрете "инакомыслия" превратилось в своего рода жандармское управление, отделы образования в полицейские участки, а большинство чиновников от образования в надсмотрщиков, которые вместо методической помощи в налаживании учебного процесса запугивают учителей и школы, чтобы пользовались только продукцией МОН, какой бы плохой она ни была.

Пока рыночные отношения не придут в равной степени во все издательства и школы, дешевых, качественных и своевременных учебников не будет! Но сейчас МОН Украины упорно сохраняет процедуры, которые оставляют лазейки для злоупотреблений, не хочет внедрять прозрачные, справедливые для всех европейские стандарты выпуска качественных учебников, не хочет для их приобретения передать государственные деньги в школы.

Борьба за качественные учебники ведется все годы независимости Украины при разных министрах образования, а гидра коррупции отращивает все новые и новые головы. Ее побороть можно только одним путем - лишить гидру денежных потоков от взяток, передав государственные деньги на учебники школам, учителям и родителям учащихся. А они сами у себя не украдут!

Если бы школам на приобретение учебной литературы по своему выбору выделили хотя бы половину средств, которые сейчас так неэффективно тратит МОН, то каждый ученик имел бы современные учебники, дешевые и качественные. Ведь в таких условиях за недостатки своевременной поставки учебников и их качество есть с кого спросить - в отличие от анонимного чиновника МОН, "свой" директор школы или начальник местного отдела образования всегда доступен для критики и даже уголовной ответственности. А авторы в условиях рынка пытаются согласовать содержание изданий с особенностями учебного процесса и требованиями рекомендованных программ, стремясь своей литературой "угодить" школе, учителям, ученикам и их родителям. Только субъекты учебного процесса, а не далекие от реальной школы чиновники МОН, могут определить, какие учебники и в каком количестве лучше подходят для обучения! Лишь бы эти учебники отвечали действующим программам и требованиям стандартов. А вот за этим должно следить МОН Украины.

Евгений Шестопалов для Освіта.ua

Освіта.ua
01.10.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Вероника Татаренко
Могу сказать, как учительница. только одно - так никто не способен превратить учителя в раба, как министерство своими постоянными указами и предписаниями, которые регламентируют каждый твой шаг и ставят перед тобой априори невыполнимые задания, чтобы ты всегда чувствовал свою вину. Только так из тебя можно сделать раба. Долой министерство образования! Воспитываем свободных людей!
Тамара
Для Вероника Татаренко: А еще облоно и районо!!! Методисты, что там сидят, показывают свою "нужность", придумывая массу тем для отчетов, презентаций, публикаций. И все с фотографиями о проделанной работе. ( На примере работы Николаевского районного отдела образования Николаевской области. Начальник Долованюк Л.А.) Догадываюсь, что это делается ВЕЗДЕ, а учителя молчат!!! Ну и поделом вам!
Комментировать
Надія Дребот
МОН можна сміливо садити за шкільні парти і вчити , наприклад. математики за підручником 5 класу, також інші їх "творива" підходять. Думаю, що жодного з тих мудрагелів навчити не вийде.
Оксана
А пробував хтось отримати гріф "Рекомендовано МОН"? Чи може простий вчитель написати свій підручник і отримати той гриф? Навіть якщо він талант і підручник класний, відповідь одна - не може! тільки через зв’язки, та "своїх людей"! На жаль у нас не цінують професіоналів своєї справи, а всюди питання одне як у пісні - "Хто ти є, з якої фундації, чи маєш якісь рекомендації?" (с) (Тартак)
О...
надо ввести электронные книги хотябы там , где это возможно...

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!