Игорь Ликарчук: о «насосах» и «граммофонах» в образовании

Работа Л. Выготского, написанная в 1910 году, целиком и полностью характеризует сегодняшнего учителя

Игорь Ликарчук: о «насосах» и «граммофонах» в образовании

Автор: Игорь Ликарчук, экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования, и. о. директора Учебно-методического центра обеспечения качества образования.

У новорічні дні, користуючись тим, що погода не дуже сприяла спілкуванню з природою, а святкувати з келихом у руках, не відриваючись від нього, я не вмію, то перечитав працю відомого психолога ХХ століття Льва Виготського «Психология и учитель».

І зробив висновок, що праця, написана в 1910 році, цілком і повністю характеризує сьогоднішнього учителя. І не лише характеризує.

Автор обгрунтовує те, як повинна змінитися вчительська праця. Між іншим, ці поради абсолютно актуальні й сьогодні. Ось лише одна цитата: «На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестает быть учителем».

Або ще одна цитата: «Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности учителя начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и пою­щего то, что подсказывает пластинка».

Якими ж ми є манкуртами, якщо за пошуком реформаторських ідей спрямовуємо свої погляди лише до закордону, забуваючи про вітчизняний досвід і практику.

Дуже раджу творчим педагогам і освітнім керівникам прочитати цю працю. У вас відкриються очі... На насоси й грамофони...

Оригинал

Освіта.ua
03.01.2019

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!