Петр Андрющенко: если денег нет, то и реформы нет

Местные бюджеты начнут стопорить реформу всеми средствами, потому что если денег нет, то и реформы нет

Петр Андрющенко: если денег нет, то и реформы нет

Автор: Петр Андрющенко, координатор инициативной группы "Вместе".

Главный риск реформы образования – реформа.

Калькулятор против реформы. Речь – об образовании. С одной стороны, я целиком и полностью согласен с министром образования, что главный риск и стопор реформы – это сами директора и учителя. Это отдельная тема для разговора, но переоценить уровень сопротивления сложно.

Но главный риск кроется не только в саботаже и сопротивлении «освитян». Главный риск – в деньгах. Точнее, в их банальном отсутствии. Достаточно взять местные бюджеты, закон об образовании и калькулятор.

Что мы в итоге имеем? Чтобы не строить воздушные замки, возьмём для примера реальный бюджет полумиллионного Мариуполя. Сразу оговорюсь, города с прогрессивным бюджетом, ростом доходов и плановым профицитом в полмиллиона на 2018 год.

Итак, имеем общий доход бюджета 4 млрд грн. Средний ежегодный темп роста поступлений составляет 13%. При этом, закон «Об образовании» предусматривает постепенный рост ставок (а значит и зарплаты в целом) до 4 минимальных прожиточных минимумов в год.

И вот тут и берём калькулятор.

По новому закону, педагогический работник, которому увеличивается зарплата – это не только учитель в школе. Это ещё и воспитатель в детском саде, преподаватель в музыкальной школе (или любом другом учреждении внешкольного образования) и тренер в спортивной школе.

Общая сумма затрат на выплату заработной платы в 2018 году всем категориям «освитян» в Мариуполе составляет 350 млн грн. или 8,75 процентов от всех бюджетных затрат.

Уже в 2019 году эта сумма возрастёт примерно до 900 млн грн. При этом бюджет города увеличится до 4,5 млрд грн. Значит, прямые затраты только на зарплату работников образования составят 20 процентов всех бюджетных затрат. А если добавить минимально необходимые затраты на содержание учреждений образования, то даже при всех возможных оптимизациях, сумма расходов на образование составит не мене 30-40 процентов всех бюджетных затрат.

Для специалистов – это сам по себе достаточный ответ, быть ли реформе. Для всех остальных, в переводе с финансового языка на человеческий это означает, что оставшихся средств хватит на банальное финансирование прямых затрат города. И тут уж не только о ремонтах школ, наполнении классов и прочих приятных ожиданиях и изменениях в школах и детсадах не приходиться мечтать. Тут под вопросом само развитие города.

И вот, просто просчитав реальные результаты поднятия зарплаты на местном уровне, стоит задуматься – что делать? Логично было бы предположить изменение порядка предоставления образовательной субвенции. Вполне обосновано разделить бремя финансовой ответственности между государственным и местным бюджетами. Искать средства, в т. ч. за счет оптимизации бюджетных заказов в высшем образовании и перехода от системы государственного финансирования вузов к частным заказам бизнес-сектора, например. И, как минимум, начинать уже сейчас конструктивный диалог между Кабмином, депутатами Верховной Рады и муниципалитетами. Чтобы не дать провалится такой ожидаемой реформе через финансовые риски.

К сожалению, предстоящие выборы 2019 года не дают надежды на здравый смысл депутатов Верховной Рады и Кабмина. Все деньги и действия, как минимум со второго полугодия 2018 г. будут направлены на пустой популизм ради нового привычного депутатского кресла.

А значит, уже завтра местные бюджеты начнут сами стопорить реформу всеми средствами. Волей – неволей. Потому, что если денег нет, то и реформы нет.

И вот уже саботаж учителей и противодействие директоров уходят на второй план. А соотношение степени рисков меняется простыми математическими действиями пересчёта ожиданий на суровую реальность.

Оригинал

Освіта.ua
13.12.2017

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
людмила
Щоб були кошти не портібно було утворювати громади. У нас раніше було: 1 районний відділ освіти, 1 відділ культури, 1 фінвідділ, а тепер? скільки громад - стільки й відділів освіти і всі хочуть сидіти на шиї вчителя чи вихователя . Наш начальник відділу освіти сказала. що на слідуючу нараду кожен керівник повинен привезти список посад, які можуть скоротити в закладі, проте у відділі освіти кадрами уже напхали стільки, що у внашій громаді немає стільки освітніх закладів.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!