В. Спиваковский: финская система образования угасает

Лидирующие места в мире со своими системами образования начали занимать азиатские страны

В. Спиваковский: финская система образования угасает

Автор: Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд».

Финская система образования угасает

Как некогда доткомы… (вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец?). Так пишут и говорят озабоченные ситуацией финские политики и эдьюкейторы.

Могу сказать, что о затухании этого феномена под названием «Финская система образования», я пишу уже 3 года, потому что был там много раз и даже читаю лекции там. Просто ими был создан бренд, который поначалу выглядел очень сильно.

Как это вышло? А так, что лучшую систему образования в мире среди разных стран решили определять по специально разработанному критерию PISA.

И действительно, в 2006 и 2009 годах Финляндия становилась лидером. Но уже в 2012 и 2015 она скатилась на 5 место, и в 2018 году предвидятся ещё более слабые результаты (рейтинг PISA проводится каждые три года).

Конечно, закономерно или случайно, завоевав лидирующие позиции десять лет назад, трудно ими было не воспользоваться для прославления страны и её системы образования.

В результате в Финляндии возникла целая новая отрасль – грандиозный образовательный туризм. Со всех стран поехали тысячи и тысячи директоров, учителей и специалистов (в командировку!!! – кто ж откажется!), которые хотели изучить их опыт. Который, в самом деле, привлекателен своей толерантностью, либерализмом, свободами, доверием и теплотой взаимоотношений всех со всеми.

Правда, на вопросы – а какие результаты?.. а какой вклад в новую мировую науку и технологии? – с ответами было туго. Получилось так: сам процесс учебы – замечательный, а вот результаты – проблематичны.

Как они говорят, ко всемирно известным брендам «финские домики» и «финские бани», добавились «финские школы». А это – дополнительные сотни миллионов евро в бюджет.

И тут в преддверии нового рейтингования-2018, из опасения крушения бренда, в Финляндии общественность и политики встревожились. Почему? Потому что лидирующие места в мире со своими системами образования начали занимать азиатские страны, у которых прямо противоположная система образования: жесткая, строгая и потогонная. Да, там дети устают и переутомляются. Зато результаты выпускников восхищают многие вузы мира.

Вопрос: Что же делать нам? Куда обращать свои взоры? Какие страны брать в консультанты?

Ответ: главное – не паниковать. А включить то самое критическое мышление (о котором так много везде говорят и не знают, что это такое)…, и найти приемлемую для нас формулу. С учетом того, что мы находимся на перекрестке этих противоположных планетарных культур.

Я такую оптимальную формулу нашел: «20% финской модели» + «20% сингапурской модели» + «60% нашей национальной модели» - это и есть спасительный или даже выигрышный коктейль. В него входят и учебный контент, и образовательные технологии, и процесс, и конечный результат.

Почитайте их статью, и вместе подумаем.

http://inosmi.ru/social/20171119/240781312.html

http://www.iltalehti.fi/politii…/201711132200529441_pi.shtml

Оригинал

Освіта.ua
21.11.2017

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!