![]() |
Образование осталось последней отраслью, в которой используется непроизводительный ручной труд |
В. Спиваковский: образование - отсталая отрасль
Автор: Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд».
Увы, отрасль «Образование» осталась в мире единственной и последней отраслью, в которой используется непроизводительный ручной труд.
Который, кстати, везде – мало оплачиваемый. Противоречие очевидно: «Производство» в школе массовое, а труд – ручной.
Потому эта отрасль в мире всегда самая отсталая.
Технологии, контенты, оборудование (производительные силы) ушли далеко вперед, а производственные отношения – по-прежнему неандертальские. Когда Архимед учил палкой по песку – это ничем не отличается от теперешнего «мелом по доске». Или даже пальцем по мультиборду.
Именно поэтому учебные технологии, даже самые замечательные, не тиражируются. А опыт прекрасных педагогов и энтузиастов автоматически не распространяется по всему миру. Именно поэтому не возникают сетей успешных брендовых школ.
Увы, образование до сих пор не стало «системой». Хотя и называется «система образования». Всё какое-то разношёрстное, хаотичное и раздражающее.
И вот именно сейчас эта несистема обнаружила свою полную несостоятельность и регрессивность. Причем, во всех странах, даже высокоразвитых и богатых. Даже там не знают, что с ней делать и как реформировать.
Все ею недовольны: и учителя, и ученики, и родители, и даже правительства. Все вроде стараются, а ничего не выходит.
Вы спросите, а есть ли какой-то выход и свет в конце этого тёмного тоннеля? Скорее всего, что «да»…
Просто образованию придется превратиться в некую индустрию (боже, что я пишу...). Против чего, естественно, многие возражают.
Ещё чего не хватало! Тут ещё не успели привыкнуть к ужасному словосочетанию «образовательная услуга», а уже добивают «индустрией».
Типа, а как же «слово учителя»?… Это ж будут получаться какие-то бездушные киборги с конвейера…
М-да... Я помню именно такие же аргументы лионских ткачей, считавших ткацкий станок абсолютным злом и восстававших против него.
А вот в образовании именно сейчас становится понятно, что от него требуется. Именно сейчас, впервые, образование провело в мире тотальный маркетинг на 50 лет вперед, и обнаружило, что «оно» жило не так и не для того.
Теперь перед ним вырисовываются совсем другие системные цели, иные крутые технологии и быстрые алгоритмы. Грядёт кардинальное переосмысление того, что должно стать настоящей «Системой образования».
Чтобы все были довольны.
Освіта.ua
04.10.2017