А. Мирошниченко: зачем в школе нужны диктанты?

Подскажите, где в реальной жизни можно применить умение грамотно «на слух» записывать текст

А. Мирошниченко: зачем в школе нужны диктанты?

Автор: Александр Мирошниченко, актер, режиссер, драматург

Ще одне запитання.

Коло замкнулось. Я лише задав просте питання. Спробував з’ясувати. Без оцінок. Просто з’ясувати.

Отож і задав питання: «А для чого, власне, в школі потрібні диктанти?»

Почав копатись в літературі. Перечитав багато статей. Зрозумів головну думку: «Диктант потрібен для формування в учнів навичок «бачення орфограми» - тобто проблемного місця в написанні слова чи постановки знаку пунктуації, що тягне за собою необхідність згадати та застосувати відповідне орфографічне правило».

Вау! Красиво звучить! Це якщо не задавати питань далі. А я спробував. І тут вже не все так красиво.

Те, що правила треба знати і вміти використовувати – це беззаперечно. Тільки от ніде я відповіді так і не знайшов, чому потрібно робити це «на слух».

Ну скажіть мені, фахівці, ДЕ в реальному житті реально застосувати вміння грамотно «на слух» записувати текст? Ну дайте бодай один приклад! Чому потрібно тренувати грамотність саме таким дивним способом.

Розумію, що дипломовані фахівці вже набирають повітря для гнівної тиради. Використайте повітря раціональніше! Для відповіді на єдине питання: «Де в житті може знадобитись це вміння?»

Ми багато чого робимо за інерцією. За тією ж інерцією насичуємо шкільну програму нескінченними диктантами. Для чого? Який зв’язок має ця тренінгова справа з реальним життям і як саме вона розвиває грамотність?

Пошепки і неофіційно педагоги кажуть, що, в принципі, якщо диктанти відмінити – аж нічого не зміниться. Грамотність учнів меншою не стане, а ось нервів діти витрачатимуть менше. Але це неофіційні розмови.

Офіційно всі кажуть одне і те ж: «Диктанти потрібні». Бо як же без них – якщо вони потрібні?»

Отже, коло безглуздості вкотре замкнулось. Інерція успішно перемагає мислення. Відповіді підміняються гаслами. Так дійсно простіше…

Оригинал

Освіта.ua
23.06.2017

Популярные блоги
И. Ликарчук: кому и для чего нужны измерения? Каждый учитель без дорогого общенационального измерения знает, какие пробелы в знаниях имеют ученики
В. Онацкий: что делать с учителями-пенсионерами Если учитель достиг пенсионного возраста, то это вовсе не означает, что он не является современным
А. Истер: поиск оптимального формата НМТ-2023 Обязательным для выпускников должно быть тестирование и по истории Украины, и по математике
Александр Мирошниченко: обучение – это не пытки В Украине ребенок без таланта к математике полноценным человеком не считается
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
ольга
Правильно, зачем актерам уметь писать? Крестики под контрактами пусть ставят!
Ефрата
Предложите альтернативу диктантам,умничать мы все умеем!
юлия
Мало того,что дети читать не умеют в 11 классе и если еще писать разучатся,то вообще нация отупеет. Будем,как большинство американцев. Зачем нация,которая умеет думать. Русский нам тоже не нужен,но предмет такой в школе есть. Читать и обговаривать произведения литературы не нужно,т,к.есть тесты. Куда мы идем? Это развитие или полдая деградация. СТРАННО,ЧТО МИНИСТР НЕ ЗНАЕТ,ЧТО БАЛЛЫ НЕ КАРАТЕЛЬНЫЕ. А КАК ЖЕ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЧТО КАЖЛЫЙ БАЛЛ УЧЕНИКА-ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ТРУДА. КАК ПОСТАРАЛСЯ,ТАК И ЗАРАБОТАЛ. ПРОСТО ОБИДНО БРЕД ТАКОЙ ЧИТАТЬ
киевлянин
Для юлия: Юленька, в какой это школе еще есть русский? и почему он вам не надо? пишите вы на каком? А что до неумеющих читать в 11 классе - так это здорово. В этом и есть глубокий сакральный смысл т. н. майдана и последовавших за ним "треформ".
Комментировать