Как дискредитируется ВНО и множатся золотомедалисты

Не по душе была система внешнего оценивания и части работников вузов. Ведь начал пересыхать мощный источник дополнительных доходов от торговли конституционным правом на получение доступа к высшему образованию. В спину ВНО забит огромный осиновый кол...

Как дискредитируется ВНО и множатся золотомедалисты

Вступительные экзамены возвращаются?

Еще не успела пройти эйфория у нынешних руководителей Минобразования от вроде бы "успешного" проведения в 2011 году внешнего оценивания знаний абитуриентов, как в печати появилось сообщение о результатах социологического опроса, организованного компанией Research&BrandingGroup несколько недель назад. По данным этого опроса 48% украинцев считают, что необходимо во вступительную кампанию вернуть вступительные экзамены.

Нет никаких оснований не верить или абсолютно однозначно воспринять эту информацию. Конечно, можно было бы стать на сторону некоторых комментаторов этой новости, решивших, что такое исследование заказано образовательным министерством и отдельными вузами Украины с целью последующего наступления на систему внешнего оценивания. Или поддержать мысль других, что его вроде бы инициировали покровители отдельных абитуриентов-незнаек нынешних и будущих, чтобы создать видимость "народной" поддержки возвращения вступительных экзаменов. Однако, по нашему мнению, ситуация не так однозначна.

     

Для начала обратимся к результатам опросов, которые проводили известные отечественные социологические компании, начиная с 2005 года. Так, по данным исследований Фонда "Демократические инициативы" им. Илько Кучерива число тех, кто считал поступление в вуз по результатам внешнего оценивания лучше системы вступительных экзаменов в 2008 г. составило 32,4%, а в 2010 г. - 40,8%. В целевой группе (это те, кто непосредственно имел дело с внешним оцениванием), количество сторонников внешнего оценивания в 2010 г. достигли почти 62%. Обратим внимание на то, что это исследование проводилось в марте-апреле в 2010 г., то есть до того, как новоназначенный министр образования и науки Дмитрий Табачник взялся "реформировать" внешнее тестирование. В марте в 2011 г., после того, когда отшумели баталии тестирования-2010 г., проводившегося по новым правилам, социологи Фонда "Демократические инициативы" фиксируют снижение количества тех, кто поддержал систему поступления в вузы лишь по результатам ВНО (в целевой группе) до 57,3%. Как видим, уровень доверия к системе, признанной зарубежными и отечественными экспертами одной из самых успешных образовательных реформ, начал снижаться.

Поэтому результаты, полученные компанией Research&Branding, не стали какими-то неожиданными. Более того, мы уверены, что иначе и не могло быть. Сомнительные новации, внесенные в Условия приема в высшие учебные заведения в 2010 и 2011 году, так нивелировали роль и значение внешнего оценивания в системе поступления в украинские университеты, что это, наконец, поняли и рядовые украинские граждане.

Для подтверждения такого вывода обратимся к фактам.

Как известно, система внешнего оценивания вводилась для создания равных условий доступа к высшему образованию. То есть, речь шла о том, что каждый абитуриент должен иметь одинаковые возможности для проявления уровня своих знаний. На оценку, которую он получал, сдав тесты в 2008-2009 гг., не влияла школа, где абитуриент учился, место работы и должность родителей, их финансовые возможности, кумовские, семейные и другие связи. К результатам внешнего оценивания университеты не могли добавить никаких бонусов, дополнительных баллов и т.п. Сдавая тесты, все были в одинаковых условиях: дети бедных и богатых, мажоры и простые ребята и девушки из отдаленных сел и городов, медалисты и школьные "троечники", те, кто закончил школу очень давно и те, кто только что получил среднее образование в самых престижных учебных заведениях Украины. Они получили одинаковые задания, одинаковые условия для того, чтобы показать свои знания и воспользоваться полученными результатами. Но могло ли подобное равенство быть по душе тем, кто давно считал себя небожителем или, хотя бы, претендентом на этот статус. Не по душе была система внешнего оценивания и части работников высших учебных заведений. Ведь начал пересыхать мощный источник получения дополнительных доходов от торговли конституционным правом на получение доступа к высшему образованию. И поэтому, видимо, недаром четыре раза (!) в 2008-2009 годах оппозиция в Верховной Раде блокировала принятие закона о внешнем оценивании.

Но их время настало. Весной в 2010 году новообретенное руководство министерства начало переформатирование основных принципов проведения вступительной кампании. В очень сжатые сроки были внесены изменения в уже утвержденные Условия приема. Еще быстрее они прошли согласование и государственную регистрацию в Министерстве юстиции, что уже было чудом, ведь на подобную процедуру, как правило, тратились недели. А в этом случае все было сделано за несколько дней. И те нормы, которые раньше, по мнению специалистов Минюста противоречили действующим нормативным документам, стали им соответствовать. Соответствующими действующему законодательству, были признаны и очередные изменения Условий приема, сделанные в конце уже 2010 года.

"А для чего внешнее оценивание? Лучше купить хороший средний балл аттестата"

А теперь пора посмотреть на то, как повлияли эти изменения на реализацию конституционного принципа равного доступа к высшему образованию.

По данным Гражданской сети "Опора", которая наблюдала за внешним оцениванием и проведением вступительной кампании, за право получать степень бакалавра в высших учебных заведениях ІІІ-IV уровней аккредитации зарегистрировались почти 290 тысяч абитуриентов. В системе "Конкурс" "засветились" 194 566 сертификатов внешнего оценивания. Таким образом, почти 100 тысяч абитуриентов внешнее оценивание не проходили. Следовательно, изменения в Условия приема фактически разделили абитуриентов на тех, кто сдавал тесты и тех, кто от этой процедуры был освобожден. Если это можно назвать равными условиями, то с одинаковым успехом украинское образование можно назвать европейским. Понятно, что никто этому не поверит.

Точно так же не стоит верить и тому, что равные условия имели те, кто стал студентом, подав в приемные комиссии сертификаты внешнего оценивания, полученные в разные годы. Таких в 2011 году было несколько десятков тысяч. Опытным работникам приемных комиссий даже в страшном сне не могла привидеться ситуация, чтобы абитуриент принес вместе с документами результаты вступительного экзамена, сданного несколько лет назад и требовал бы зачесть его в текущей вступительной кампании. Но с сертификатами, полученными в предыдущие годы, это уже не страшный сон, а реальность. Даром, что тесты в разные годы были разными, изменились программы внешнего оценивания, что подобная практика противоречит элементарным научным постулатам.

А можно ли назвать шагом к утверждению конституционного принципа равенства доступа к высшему образованию учет при поступлении так называемого среднего балла школьного аттестата. Этот шаг в Комитете Верховной Рады по вопросам образования и науки образования называют европейским. Очень бы хотелось увидеть настоящую европейскую страну, где путем арифметического сложения суммируют оценки выпускника (выставленные по критериальной шкале) и переводят их в рейтинговую шкалу по крайне примитивной и несовершенной методике. Отсутствие государственных стандартов образования, единых критериев оценивания, разные заведения образования, разный уровень требований к ученикам и ряд других объективных и субъективных факторов кричат о том, что подобный шаг, как с точки зрения педагогики, так и науки об образовательных измерениях, - бессмыслица. Однако эта норма во вступительной кампании действует уже второй год. И сегодня уже нет сомнений в том, что это решения не имело позитивного влияния на качество работы школы, а вот к возрождению охоты в ней за хорошими оценками в канун выпускного бала привело. На этой охоте есть и охотники, и добыча. Есть и оружие, которое действует безотказно и уверенно, - взятка.

Об этом свидетельствует и исследование, проведенное специалистами Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования. Его результаты показывают, что количество так называемых "медалистов" в 2011 году значительно возросло. Если по результатам 2008/09 у.г. школы Украины закончили 4,7% учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями (к общему количеству выпускников), то по результатам 2010/11 у.г. их стало 7,5%. В частности, в Черновицкой области прирост составил 8,2%, в г. Севастополе - 4,7%, Тернопольской - 4,3%, Киевской - 4%. Так что ряды медалистов растут, а тех, кто на тестировании знал теорему Пифагора, - нет. Понятно, что у рядового украинца возникает элементарный вопрос: "А для чего внешнее оценивание? Лучше купить хороший средний балл аттестата?"

В спину ВНО забит огромный осиновый кол

Своеобразные бонусы в дискредитацию системы внешнего оценивания добавило введение преимуществ для абитуриентов, учившихся на подготовительных отделениях высших учебных заведений, заплатив за это приличную сумму (думайте о равных условиях доступа к высшему образованию). Еще и величина этого преимущества оценена в 20 баллов. Напомним, что для получения дополнительных двадцати баллов на внешнем оценивании необходимо ответить на 15-20 вопросов, то есть показать знания. Но для чего учить, повторять программный материал, переживать, сдавая тесты, когда можно записаться на курсы, заплатить деньги, как-то там сдать экзамен и получить те же 20 баллов.

Между прочим, есть еще один аспект этой проблемы. Бонусное стимулирования абитуриентов к поступлению на подготовительные курсы очевидно должно было бы повлиять на значительное улучшение уровня их знаний, что показали бы результаты внешнего оценивания. Но этого не произошло. Результаты внешнего оценивания, как и в прошлом году, свидетельствуют о низком уровне знаний будущих студентов, несмотря на подготовительные курсы, учет среднего балла аттестата и, даже снижение общего уровня сложности тестов, которые использовались в 2011 году. Так чего же добились такими, с позволения сказать, "реформами". Ничего другого, кроме снижения уровня доверия населения к внешнему оцениванию, что, очевидно, и повлияло на результат, полученный в ходе социологического опроса, о котором шла речь выше. Да собственно, такая задача и ставилась.

Также нет сомнений в том, что формирования негативного отношения к внешнему оцениванию способствовали и проблемы, которые были при проведении тестирования в 2011 году. Но эта тема достойна отдельного комментария.

Вернемся к результатам опроса, проведенного кампанией "Research&BrandingGroup". Мы им можем доверять или не доверять. Но они засвидетельствовали достаточно симптоматичный факт: появление таких результатов по меньшей мере означает, что наступление на систему внешнего оценивания, начатое в 2010 году, вступило в новую фазу. В спину системе, признанной успешной отечественными и зарубежными экспертами, забит огромный осиновый кол. И этот удар не последний. О следующих расскажем двльше. В том, что они будут, уже нет сомнений.

Автор: Игорь Ликарчук, директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования.

УНІАН
17.08.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
vova
просто надо чтоб если бал по придмету в школе и ЗНО учинека уж сльно не совподал давали учителям по шапке и хотябы выговоры делали я здал геогр на 165 а оценка в атестате 4 .4 ето оценка с такого предмета просто для дебила и ни че нельзя было учителю доказать типо ты не учил ну как не учил 165 да несамый лутшый резльтат но дебил на столько не в состояние написать
Олег
Ну конечно же, сейчас не кто не берёт взяток и нельзя поступить за деньги. ЗНО просто подняло цену вступления :)
Христина
я проти вступних іспитів..здуріти так можна...я до ЗНО готувалась з літа..а тут ще іспити...так купують медалі...через цей божевільний дім хочу поступати закордон...бо тут важко
jigado
просто кому-то денег мало, ведь до введения зно места покупались
Ірина
Вступ по ЗНО, це єдине, що можна назвати позитивним за 20 років незалежности. В мене є знайомі, в яких діти вчаться на державній формі навчання, а грошей на хабарі в них не було. Якби не ЗНО, був би лише конкурс хабарів. Тепер хочуть відновити хабарництво при вступі, тому що гроші підуть зі струмочків річками наверх
мимо проходил
ну так и надо отменить все нездаваемые предметы, они все равно никому не нужны!а в 11 классах учить только то что надо здавать.а всякую там этику можна и в первом классе поучить
Dominus
Я в шоці!!!! Автор, Ви хоча б без опечаток писали б!!!
Debbie
Да о чем вы вообще говорите??? По-моему, без среднего балла аттестата ВНО рискует стать шоу "Интуиция". А был аттестат "нарисован" или честно заработан - покажет ВНО, ведь и приемных комиссиях не дураки сидят. Если балл аттестата не соответствует баллу тестирования, то и еже понятно, что школа "помогла" абитуриенту, но ведь к его поступлению школа уже не имеет никакого значения. А по поводу того, что не все выпускники школ прошли тестирование могу сказать: кому надо - пошли и зарегистрировались. А кому и ПТУ будет достаточно - тому меньше мороки. Да, конечно, в системе есть недоработки, но, извините, это уже не наша забота. Единственное, что лично меня не устраивает во ВНО - невозможность регистрации по свидетельству о рождении, если тебе 16, а паспорта еще нет.
Микита
Для Debbie: Достаточно много есть исключений.Достаточно. 1)Например: мои знакомые , да и я тоже , очень перенерничали ,когда сдавали первое ВНО. Ночью не сумели поспать. Мы не медалисты , но отличники, достойные того, что бы получить 200 баллов, особенно с математики.Но математика , как первая , нас подвела, получили по 170-80 баллов , хотя прийдя домой и поспав немного , решили все задания правильно.(Очень легкое было ВНО с математики)
Микита
Для Debbie: 2)Мне лично, да и многим с города Киева , не нравиться , что множество с Украины , как мухи на мед , рынулись поступать в Киев , тем самым не давая возможности поступить выпускникам столицы.(Был зрителем на некоторых из ЗНО в своей области и городе Винница.- откровенно говоря , дети выходили в туалет и списывали, также им удавалось это сделать подглядывая друг другу, бывало, что интрукторы помогали. В Киеве такого не было!!! На каждом с ВНО меня интруктор проводил чуть ли ни в кабинку, и ждал...)
Микита
Для Debbie: 3)Моему другу не удалось сдать ЗНО, нервничал.Знаю как он усердно готовился , склонял перед ним голову, хороший , смышленный парень, но не удалось поступить , куда он хотел.Жаль.А ведь таких случаев очень много , особенно в наше поколение!
Комментировать
Илья
Люди вы понимаете что говорите? Может нам вообще высшее образование отменить - там же сплошные взятки! Отмените средний балл - найдут другие способы корупции. Если человек 11 лет пахал ради ср балла - это достойно уважения. А иначе зачем вообще школьная программа - давайте учить 3 предмета которые нам надо на зно! Так это должно быть?
Діана
Для Илья: Что-то в этом есть... Помешались уже немного на ЗНО... ИМХО
Комментировать
Nik
А то, что аттестаты "нарисованые" у некоторых!!!!!!! Это нормально???? Если в аттестате стоит 10, а тестирование 118 б???? Это как???
мимо проходил
Х-м... Те, кто хочет средний балл отменить должны честно признать, что в школе дети будут учить 2-4 предмета, а на остальные им будет наплевать ("Не сдаем!!!"). Таким образом процентам 30-40 учителей можно с работы уходить - кто ж будет учить этику, если сдавать математику?! А как же тогда "гармонійний розвиток особистісті"? P.S. А в какой школе большие взятки учителям за аттестаты дают? Я б туда работать пошел... А то мне ни разу не давали ;)
Батько
Абсолютно погоджуюсь щодо недоцільності врахування середнього балу атестату при вступі до вузу, оскількі обєктивної інформаціїї у більшості випадків він не дає, а можливості для корупції величезні. Мої діти закінчували один з найсильніших математичних навчальних закладів, де підтримується чудова академічна атмосфера, прекрасні вимогливі вчителі, серед випускників велика кількість призерів не тільки всеукраїнських, але й всесвітніх олімпіад, проте лише 3!!! медалі, натомість серед випускників однієї з мажорних гімназій міста (де преможців і обласних олімпіад не знайдеш) виявилось понад 20!!! медалістів з прекрасними атестатами (зрозуміло що результати ЗНО були не такі чудові). При вступі на державні місця престижних вузів ці липові медалісти складали конкуренцію реально сильним дітям.
Елена
Для Батько: МЕДАЛЬ СЕЙЧАС АБСОЛЮТНО НИЧЕГО НЕ ДАЕТ!. Можно иметь достаточно высокий бал аттестата, но не иметь медали. Так что отстаньте Вы от медалистов! Свои медали они разве что своим детям смогут показывать. И правильно выше отметил(а) Debbie: "без среднего балла аттестата ВНО рискует стать шоу "Интуиция". А был аттестат "нарисован" или честно заработан - покажет ВНО, ведь и прием. комиссиях не дураки сидят. Если балл аттестата не соответствует баллу тестирования, то и ежу понятно, что школа "помогла" абитуриенту". А если Ваш ребенок имеет супер гениальные способности по предмету, то он напишет ЗНО на 200 баллов, да и ср. балл аттестата он поднимет своими отличными знаниями. Поэтому общий балл (3 предмета ЗНО+ср. бал. аттестата) у него будет выше, чем у липового медалиста.
Комментировать
Оксана Іванівна
Середній бал дуже часто липовий. Дивилася дані в системі "Конкурс", бачила такі кадри: атестат - 200 балів, ЗНО - 164, 172 і 159 балів. Ось вам і рівень знань. І ще: у яких же це школах ставлять виключно самі 12-ки? Такого просто не може бути, щоб в одного учня і література, і фізика з математикою, і фізкультура - усе було на 12! Мій син теж відмінник, оцінок, нижче 10, немає, але середній бал у нього 10,5, це по 200-бальній - 185,7, здається... Щось легко дається, над чимось треба попрацювати, а ще в синовому ліцеї деякі викладачі кажуть, що на 12 вони й самі не знають:), тому принципово не ставлять таких оцінок. Як на мене, краще б уже повернули систему вступних іспитів, або, принаймні, найпрестижніші виші поряд із ЗНО нехай додадуть ще й іспит для абітурієнтів, щоб бачити реальні знання дітей, а не підробні цифри. Успіхів нашим бідним дітям 1995...
микола
Для Оксана Іванівна: Є два варіанти заміни балу атестата. 1. Ввести замість нього комплексний тест з 8 - 10 предметів, що заставить учнів вчити всі предмети. 2. При зарахуванні у вузи враховувати лише ту частину балів атестата, яка не перевищує бала з профільної дисцпліни на тестуванні, що у певній мірі знівелює дописані бали в атестаті..
Дмитрий
"деякі викладачі кажуть, що на 12 вони й самі не знають" Это серьезно ставит под вопрос компетентность учителей.
Комментировать
Человек
Это все (сертификаты прошлых лет, дополнительные баллы за курсы, балл аттестата) необходимо было тупо для заполнения мест в вузах! Т. к. в 94 рождаемость была очень маленькой, это ни для кого не секрет. И так многие группы просто не набрали. И если бы недобор был еще больше, все возмущались бы намного больше, (типа какие тесты сложные, ай-ай-ай). Да и проблем в вузах бы бы прибавилось, т. к. благодаря недоборам, многие умные дети были бы вынуждены поступать не туда, куда хотят.
Анастасия
Для Человек: не рождаемость маленькая, а переход от 12лет обучения к 11. И получилось, что в 2010-2011 во многих школах просто не оказалось 11 классов. Таким образом абитуриентов, сравнивая с предыдущими годами, оказалось меньше.
Комментировать
Жанна
Нужно,чтобы медалисты "подтверждали" свои оценки на ЗНО! Сначала ЗНо-потом медаль(как это было пару лет назад).Мой ребёнок все 10 лет учился на отлично,и сдал ЗНО на 195 баллов,так что не нужно всех "под одну гребёнку".ПРосто нужно выдавать медали после ЗНО,если дети наберут соответствующий балл- и тогда всё будет честно!
Ліда
А я в цьому році шукала родичку в київському університеті на системі конкурс.Як виявилось,вона документи не здавала, а на сайті університету зарахована на бюджет.Як таке може бути?Це медичний...Знаю грошей дали дуже багато.
Faust
Для Ліда: Це магія..))
Володимир
Для Faust: А може мафія?
Комментировать
Альтруист
В моем учебном заведении, которое функционирует при университете, коррупция пересекает все возможные границы. Многие места на лечфаке "бронировались" за 2 года до поступления. А сейчас, когда вступительная компания приближается, всех ставят в позу зю. Оценки 11-12, к примеру, у нас не существует. Ибо на 12 знает только Бог, на 11 зав кафедры, а на 10 - преподаватели. И теперь, либо платите деньги, либо получайте свои восьмерки - девятки, и соответственно, совершенно не конкурентноспособный атестат, по отношению к 200 бальным результатам у учеников обычных школ. В общем, могу констатировать, что 60% студентов мед ВУЗов - случайные люди в медицине. А те кто об этом мечтают, годами учатся, ходят дежурить еще со школьной скамьи, часто, просто не поступают. Вот такие реалии.
Анастасия
Для Альтруист: Для Альтруист: Вы не правы. В этом году моя дочь прошла на бюджет в меды нескольких городов, но выбрала родной, без денег и напряга, сдав ЗНО на 198,197,196. И мечтала она о вузе, как и друзья, которые с ней поступили. Так что не пишите неправду, кто учиться, тот поступает.
Комментировать
Выпускница
Я считаю, что вступительные экзамены вообще не нужны. Зачем абитуриентам сдавать экзамены в школе по 3-м предметам, зно и ещё в добавку вступительные экзамены. А средний балл аттестата нужен потому, что есть все таки дети ( хоть их и мало) которые не спят по ночам, а трудятся учат все чтобы поступить.
nezrozumiliy
Для Выпускница: А ти не забула,що багато діток ці атестати купують за гроші?
Выпускница_2012
Для nezrozumiliy: А Вы не думаете, что из-за этих "багатих діток" страдают и те,которые не платят,а своим трудом добиваются тех же медалей?
Комментировать
Выпускница_2012
Конечно,средний балл аттестата-это не совсем корректная оценка знаний,но не все же договариваются с учителями и платят.Остались,ведь еще настоящие медалисты,которые с начальных классов-отличники! Для некоторых,этот аттестат может сыграть большую роль в поступлении. Поэтому,не нужно судить обо всех так категорично! а о медалистах-тем более.
max
Для Выпускница_2012: розумієш що ті кто як ти кажеш добре вчится дуже часто здають зно не вище 160 балів..це вже повинно про щось говорити..в мене зно було вище за багатьох медалістів хоча в мене атестат навіть не був 10 в середньому..так що судіть самі...за рахунок атестату діти які здали зно краще тих самих медалістів залишаються позаду....
Выпускница_2012
Для max: Абсолютно согласна,что не все медалисты сдают ЗНО на высокий балл.Я с этим и не спорю,потому,что не раз с таким сталкивалась. Я говорю о том,что медалисты,которые "не спят по ночам",а учатся все-таки остались. А проблема заключается в том,что на сегодняшний день любой ребенок "богатого папы" поступит туда,куда захочет! Вот откуда начинать надо! скажет сынок папе: "Хочу в этот ВУЗ!", папа заплатит и сын... поступит! А тот человек,который 11 лет шел к поступлению останется "за бортом",потому,что примут того,кто заплатил,а не того,кто на бюджет хочет! Вот где утопия современного образования! Чему научит или как вылечит этот Сын человека,если он привык все покупать?!
max
Для Выпускница_2012: ну ти права..така ситцація з року в рік..і якщо введуть ще вступні іспити до дорога до внз простим людям буде закрита...
Комментировать
Анна
Звичайно, що більшість українців за ЗНО! А середній бал атестата треба відмінити! До речі, ніхто не переписує журнали, тому що це не реально. Просто в атестаті оцінки не відповідають журналу!
///
Для Анна: Це вже цьогорічне "ноу-хау" міняти вкладиші до атестатів. В минулому році журнали переписували, бо боялись, що можуть перевірити. Але нікого не перевіряли, не наказували, то пішли простішим шляхом.
Комментировать
Papahen
В США, с их системой образования, для выпускников существует SAT. И они - не жалуются. Все - в равніх условиях, как написАл - то и имеешь. В некоторых, особо престижных ВУЗах - есть свои, дополнительные требования/тесты/экзамены! А мы, как всегда - изобретаем велосипед!!! Балл аттестата - во многом диктуется отношениями с учителем/учителями, а также - "возможностями" родителей! Поэтому, единственный правильный путь - поступление по ЗНО!!! И не нужно говорить, что ребёнок-отличник растерялся, перепсиховал и т.д. Если знания по предмету есть - он напишет ЗНО хорошо. А "натыкать" вслепую на высокий балл - нереально. Просто очень часто человек неосознанно выбирает ответ, который "сидит" в его памяти, а не просто ставит крестики...