В УЦОКО предлагают расширить НМТ

Вступительные компьютерные тесты должны быть распространены на все традиционные тесты

В УЦОКО предлагают расширить НМТ

Предметная ограниченность НМТ негативно влияет как на стабильность образовательного процесса на уровне общего среднего образования, так и на качество отбора абитуриентов в заведения высшего образования.

Об этом говорится в отчете о проведении в 2022 году национального мультипредметного теста, подготовленного Украинским центром оценивания качества образования.

В частности, в УЦОКО отмечают, что в случае продолжения практики использования компьютерного тестирования абитуриентов, важно направить усилия на разработку компьютерных тестов по всем традиционно используемым на ЗНО учебным предметам.

В УЦОКО отмечают, что для проведения НМТ-2022 организаторы выбрали оптимальный набор предметов: украинский язык, математика и история Украины (ХХ – начало ХХІ века).

«Такой выбор был обусловлен тем, что эти предметы, с одной стороны, имеют наивысшую прогностическую валидность, а с другой – позволяют осуществить реализацию национального компонента образования, который и в мирные времена важен, а в условиях войны приобретает особое значение. В то же время не было проведено оценивание по всей линейке учебных предметов, традиционных для ЗНО. В частности, на тестировании не была представлена ​​украинская литература, иностранные языки и естественнонаучные дисциплины», – отмечают в УЦОКО.

Такая предметная ограниченность НМТ в определенной степени негативно влияет как на стабильность образовательного процесса на уровне общего среднего образования, так и на качество отбораабитуриентов в заведения высшего образования.

«Итак, в случае использования в дальнейшем вступительных экзаменов, проводимых на компьютерной основе, важно направить усилия на разработку компьютерных тестов по всем традиционно используемым на ЗНО учебным предметам, а также на наработку такой модели тестирований, которая позволяла бы прохождение участником именно тех тестов, которые соответствуют выбранному им направлению обучения на уровне высшего образования», – говорится в отчете. Другим недостатком НМТ этого года специалисты называют отсутствие в тесте заданий открытого типа, в частности на предоставление развернутого ответа, которые являются традиционными для тестов ЗНО по украинскому языку и математике.

В УЦОКО отмечают, что такой формат тестовых заданий чрезвычайно ценен как с методической точки зрения, ведь позволяет как можно лучше оценить знания, умения, навыки  получателя образования на уровне их практической реализации, так и с идеологической, ведь является свидетельством компетентностной ориентированности итоговых тестирований, способствуя таким образом усилению компетентностной направленности общего среднего образования.

Основными причинами невключения заданий на предоставление развернутого ответа стала, с одной стороны, необходимость сокращения времени пребывания участников НМТ в экзаменационных центрах (учитывая риски безопасности), с другой – невозможность разработать модуль оценивания этих заданий на электронной платформе, а с третьей – отсутствие разработанной и апробированной модели для оценивания экзаменаторами ответов участников НМТ в электронной среде.

«Похоже, что в будущем стоит найти приемлемые решения, которые позволили бы дополнить онлайновые тесты заданиями открытого типа, что, безусловно, обеспечит повышение качества тестового инструментария, а следовательно, и качества отбора абитуриентов в заведения высшего образования», – отмечается в отчете.

Еще одной проблемой НМТ в этом году стало то, что использованные при оценивании тестовые формы были несколько коротковаты для действительно качественного оценивания участников тестирования по всем трем предметным отраслям.

Наконец, как свидетельствуют данные анализа, расчеты организаторов по длине тестовых форм были достаточно точными, ведь инструменты оценивания обеспечили нормальное распределение участников НМТ.

«Все же эта длина не позволила включать в тестовые формы все необходимое содержание, предусмотренное программами тестирования. Учитывая это, в перспективе следует пересмотреть структуру тестовых форм, усилив их дополнительными тестовыми заданиями, в частности открытой формы», – отмечают специалисты.

В то же время, несмотря на обозначенные проблемные аспекты НМТ, специалисты Украинского центра оценивания качества образования обращают внимание на то, что есть все основания констатировать, что при имеющихся обстоятельствах выбранный формат тестового инструментария и процедур его использования оказались оптимальными, обеспечив реализацию всеми заинтересованными лицами своего права на равный и справедливый доступ к высшему образованию.

Для получения оперативной информации о проведении ЗНО и вступительной кампании присоединяйтесь к каналу Вступ.ОСВІТА.UA в Telegram.

Освіта.ua
31.10.2022

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев