И. Соломадин: для чего нужны новые элитарные школы

Первые ростки элит уже появляются, как и первые попытки создания элитарных учебных заведений

И. Соломадин: для чего нужны новые элитарные школы

Автор: Игорь Соломадин, учитель истории гимназии "ОЧАГ", преподаватель кафедры медиакоммуникаций Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

Никогда не был сторонником «элитарного образования», но в последние годы часто думаю о том, что оно остро необходимо в современной Украине. Причём, на разных уровнях. Возьмём, к примеру, среднюю школу.

В СССР элитарное среднее образование существовало в трёх формах:

1. Специализированные физико-математические школы.

2. Школы с углубленным изучением иностранных языков.

3. Школы искусств.

Физматшколы создавались для потребностей ВПК, попасть туда было нелегко, учиться невероятно трудно. В отличие от целей их создателей, такие школы становились центрами вольномыслия и кузницей будущих «интелей», многие из которых впоследствии разъехались по всему миру и успешно работают сейчас в самых престижных корпорациях.

Элитарные языковые школы были сосредоточены, в основном, в столицах. В отличие от физматшкол, в которые принимали после жёсткого отбора по способностям и знаниям, в языковые школы чаще всего попадали дети высокопоставленных чиновников, которые потом пристраивали своих чад в МИД, во Внешторг и тому подобные структуры.

Эти типы элитарных школ, как осколки империи, существуют и поныне.

Но для современной Украины нужны совершенно новые элитарные школы. Первые ростки уже появились - Украинская Академия Лидерства, например. Но этого абсолютно недостаточно.

Для чего нужны новые элитарные школы? И кто может быть заинтересован в их создании?

1. Государство.

В таких школах необходимо углублённое преподавание истории, литературы, основ гражданского общества, экономики, иностранных языков с обязательным изучением одного из языков стран-соседей: польского, словацкого, чешского, венгерского... Русский язык и русскую историю также необходимо изучать в таких школах - чтобы вести грамотную политику по отношению к агрессивному, авторитарному и обладающему огромной мощью соседу и быть интеллектуально и культурно сильнее его.

Также, возможно, по выбору, изучать один из восточных языков - арабский, турецкий, китайский... В таких школах будет довольно сложно учиться, но в перспективе их выпускники могли бы поступать в лучшие университеты Украины и получать преференции для обучения и стажировок в рейтинговых университетах мира, после чего идти на работу в органы государственного управления.

2. Бизнес

Уже сейчас некоторые IT-компании пытаются создавать свои учебные заведения на уровне среднего образования. На сегодняшний день это самая интеллектуальноемкая отрасль, заинтересованная в подготовке талантливых и продуктивных сотрудников. Но, думаю, здесь было бы неправильным ограничиваться только «подготовкой», необходимо давать качественное образование, то есть развивать креативность на более широком и глубоком уровне.

Пока что у нас почти нет таких «инкубаторов элит», поскольку нет и элит как таковых, то есть, людей, руководствующихся не категориями выживания и приспособления, а мыслящих стратегически, людей, определяющих перспективу развития страны.

Я не случайно сделал оговорку - «почти нет». Первые ростки таких элит уже появляются, появляются и первые попытки создания элитарных учебных заведений и институций, подобных «мозговым центрам». Думаю, это позитивная тенденция, которая является актуальной и необходимой в ближайшей перспективе.

Оригинал

Освіта.ua
28.10.2020

Популярные блоги
Олег Фасоля: на сколько же выросла зарплата учителя? Государство не может обеспечить уровень зарплаты, который должен соответствовать статусу педагога в обществе
А. Костюк: Польше нужны таланты, а Украине – нет? Система высшего образования Украины обречена продуцировать массовый образовательный продукт, а не уникальный
И. Ликарчук: учиться нужно только тем, кто этого хочет Полное общее среднее образование должно быть не общеобязательным, а общедоступным
Д. Ламза: никто не хочет идти в образование или школа без учителей От Кабинета Министров нет никаких действий по повышению значимости профессии учителя
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев