В. Бондаренко: ЗНО - панацея для украинского образования?

Система ЗНО не совершенна, но все признают ее некоторые неоспоримые преимущества

В. Бондаренко: ЗНО - панацея для украинского образования?

Автор: Виктор Бондаренко, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАПНУ.

Днями в мережі прочитав два матеріали, що, очевидно, випадково виявилися зовсім поруч і у такий спосіб стали для мене наочним прикладом того, що колись здоровий глузд і комерціалізація освіти все таки повинні зустрітися і стати у пригоді одне одному та самій системі освіти в Україні. Ідеться про роздуми одного з високих чиновників від освіти про загальнообов’язковість ЗНО та реклама-запрошення на навчання у спільному українсько-польському ВНЗ, вступ до якого не потребує результатів ЗНО.

Нещодавно відійшов у вічність Іван Олександрович Вакарчук – людина відома у політиці, освіті та культурі, до здобутків якої ми відносимо, крім іншого, реальне запровадження технологій зовнішнього незалежного оцінювання якості знань. Честь і хвала йому за це.

Поспішу сказати, що результати цієї його роботи поставили надійну перепону на шляху корупції при вступі наших дітей до вищої школи. Система ЗНО, як і всяка інша система, не є абсолютно досконалою, однак попри це, усі визнають деякі беззаперечні її переваги і підтримують її збереження та розвиток у майбутньому.

Не вдаючись, у даному випадку, до аналізу переваг та недоліків системи ЗНО, хотів би винести на загальне фахове обговорення лише одне питання – про межі застосування технологій ЗНО у контексті загального розвитку освіти в Україні.

Очевидно, що до ЗНО не слід ставитися як до панацеї. Як уже зазначалося, ця технологія контролю якості освіти не продукує самих знань. Вона є лише засобом контролю якості отриманих знань і як така дає певну можливість об’єктивного оцінювання того, що відбувається у освіті, зокрема у школі. При цьому, як показує практика, застосування ЗНО може навіть звужувати інтерес особи до знань. За рахунок, скажімо, майже поголовного репетиторства ЗНО може до певної міри спотворювати картину щодо якості знань учнів чи студентів. ЗНО не може бути однаково якісно застосоване в галузі точних та гуманітарних наук, насамкінець, його результати можуть бути свідомо спотворені у суто механічний спосіб.

З цих та інших причин, а надто з причин дискомфорту та страху перед здачею іспитів у незвичних умовах, частина випускників шкіл, ПТУ та коледжів не бажають здавати ЗНО і їдуть учитися за кордон, особливо в країни Східної Європи, де навчання у ВНЗ коштує не набагато дорожче, ніж в Україні, а документи про освіту, отримані у Польщі, Словаччині чи Чехії, забезпечують кращі перспективи працевлаштування у майбутньому. Таких студентів, виштовханих з України небажанням здавати ЗНО, уже є тисячі, і їхня кількість має стійку тенденцію до зростання.

Відтак постає питання: можливо, слід було б прийняти рішення, аби в Україні ЗНО здавали лише ті, хто, скажімо, претендує на здобуття вищої освіти державним коштом. На них держава витрачає бюджетні гроші, а відтак вона в праві відібрати для цього найкращих. Решта абітурієнтів могли б просто записуватись в університети і навчатись там за умови, якщо це їм буде до снаги, а не їхати шукати такі ж умови за кордоном, а згодом і залишатись там. Відповідно до закону, держава фінансує навчання близько половини студентства, а решта навчаються за кошти фізичних та юридичних осіб.

Крім того, слід пам’ятати, що функціонування системи, яка забезпечує ЗНО, коштує державному бюджету немалих грошей.

Так, за даними Українського центру оцінювання якості освіти (УЦОЯО), що забезпечує реалізацію технологій ЗНО, здача одного пробного іспиту ЗНО обходиться батькам 130-150 грн. Очевидно, що в таку ж суму ці іспити обходяться і державі. За даними ж статистики, у цьогорічній здачі ЗНО візьмуть участь приблизно 350 тисяч випускників середніх навчальних закладів. У такому разі нам належить здійснити нескладні арифметичні дії (35000 х 140) х 3 аби дізнатися, що на все це державою буде витрачено 147 млн. грн.

Отримані у такий спосіб дані про якість освіти дають можливість порівняти успіхи міських та сільських шкіл, тенденції змін у якості освіти по роках, якість освіти, скажімо, звичайних та спеціальних шкіл та безліч інших параметрів, що, безумовно, є корисними.

Однак слід визнати, що здобуття цих даних є занадто дорогим. Їх можна було б отримати у інший, менш витратний спосіб, а зекономлені кошти – використати на більш нагальні потреби, яких у освітній галузі вистачає. Тотальне ж застосування ЗНО, що не лише практикується, але і поглиблюється в Україні, змушує згадати слова одного з класиків соціології, який говорив про те, що аби дізнатися смак їжі (у наших умовах – борщу), не варто з’їдати цілу каструлю.

Неважко бачити, що у разі, коли ЗНО будуть проходити лише ті, хто хоче претендувати на бюджетну форму навчання у ВНЗ, названа нами сума державних коштів, витрачених на проведення ЗНО, може зменшитися приблизно удвічі, тобто на 73,5 млн. грн. До того ж пропонована нами модель здачі ЗНО гарантувала б справжню реалізацію принципу «Гроші ходять за студентом», коли усі, хто увійшов у перші 50% вступників, ішли б у обрані ними ВНЗ, несучи з собою бюджетні кошти.

Такий підхід, щоправда, позбавив би Міністерство від «тягот», пов’язаних із розподілом бюджетних місць та визначенням тих приватних ВНЗ, які отримують бюджетне фінансування. Очевидно, що МОН при цьому дещо втратило б вплив на ВНЗ, але водночас відчутно зменшилася б корупційна складова та більшою мірою почало б втілюватися у життя така бажана для усіх автономія ВНЗ.

Сюди додалася б і можливість майже удвічі скоротити загін штатних працівників УЦОЯО, котрих зараз нараховується 322 особи, а це також економія державних коштів, які можна було б витратити з більшою ефективністю. Формули, за якими ця робота могла б бути виконана, під силу навіть молодшим школярам: 322:2=161 працівник; (161х20 тис. грн)х12 місяців = 38,6 млн грн.

Навіть не беручи до уваги комунальних та інших видатків на утримання системи ЗНО, країна могла б зекономити приблизно 112 млн. грн. Хіба освітяни не знайшли б цим коштам більш продуктивного застосування?

P.S. Наведені тут роздуми прямо виводять нас, щонайменше, ще на дві надважливі теми, що прямо стосуються розвитку освіти в Україні, а саме: заплановане урядом зростання оплати за контрактне навчання в державних ВНЗ та удосконалення механізмів контролю за якістю освіти в Україні.

Однак поговоримо про це наступного разу.

Освіта.ua
29.04.2020

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
вчителька
Що зробили Ви, вчені-лінгвісти, аби захистіти гарну, співучу українську літературну мову? Зараз всім навьязують якийсь суржик від діаспорі з Канади. Туди він потрапив разом з переселенцями з України. В більшости своїй ці люди не мали уяви про літературну мову. Балакали на своєму хуторському діалекті. Зараз намагаються запровадити цей суржик на Україні, хочуть всіх опустити до свого рівня.
учительница
Следующую Вашу статью, уважаемый Виктор Бондаренко, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАПНУ, буду ждать с нетерпением. Только хотелось бы читать: сделал, убедил, добился, здравый смысл восторжествовал, интересы Державы победили корыстолюбие чиновников. Я ЭТОГО ДОБИЛСЯ!!! Успехов Вам!
Zorik
Нам, абитуриентам, не интересно просто узнать Ваши мысли: что и как надо делать. Мы уже сыты красивыми словами о равенстве возможностей при поступлении в ВУЗы и бескорыстии чиновников при ЗНО. Нам важнее знать, что Вы, уважаемый Виктор Бондаренко, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАПНУ уже сделали для воплощения своих мыслей и взглядов в жизнь. Ничего! А могли бы! Или нет?!
Карпо Друзь
Пане Бондаренко, що Ви, окрім написання статті, зробили для вцілення в життя своїх правельних, корисних для всієї країни, думок? Нічогісенько. А могли. Чи щось робить - то не до вас? Як то кажуть: СЛАБО?!
Nik
Заболевание коронавирусом действительно есть. Люди болеют и, к сожалению, умирают. А то что это используют и разжигают истерию тоже факт.
Павел
Эпидемия коронавируса похожа на БОЛЬШОЙ ФЕЙК! Тестом на истину будет возобновление (или не возобновление) учебы в школах и проведение ЗНО. Возможно, с большой долей вероятности, используя коронавирус организовали грандиозную акцию устрашения. Запугали людей (во всем мире), чтобы найти способ, в нужный момент, набросить короткий поводок на людей и заставить делать то, что нужно власть предержащим. Получилось! Атака прошла успешно. Стало понятно, как в "час Х" можно действовать. Еще раз повторюсь: возобновление учебы в школах и проведение ЗНО будет катализатором.
правовед
Сейчас на всей территории Украины объявлена ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, значит на всей территории Украины действует Раздел ІV п. 6 указа МОН № 1369 от 07.12.2018 г. ("Здобувачі освіти, які проживають у зоні надзвичайної ситуації природного та техногенного походження, звільняються від атестації за рішенням Міністерства освіти і науки України або місцевих органів управління освітою"). Следовательно ВСЕХ абитуриентов нужно освободить от аттестации (ГИА). Двояко этот закон не трактуется. По другому закону учебный год начинается с 1-го сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года. Все! Ни каких смещений и переносов во времени законом не предусмотрено. Относительно ВНО согласен на 100%. Положительное: 1) экономия государственных денег, 2) снятие стресса у большого числа абитуриентов и их родителей, 3) увеличение числа студентов в частных ВУЗах и по контракту, - главное без ЗНО.
пиит
Ваши бы слова. да Богу в уши! Но голос Ваш, как глас в пустыне: одинок и не слышен. Обратитесь официально к власть предержащим, используя весь свой интеллект, знания и авторитет. Посмотрим что выйдет. Победят ли чиновничьи или государственные интересы.
Александр Васильевич
Полностью согласен с идеями, высказанными в статье. На экономию государственных средств чиновникам МОН плевать. Важнее, чтобы деньги все прибывали и прибывали. А как ими распорядиться с пользой для себя, чиновники знают. В их планы не входит сокращение численности сдающих ВНО. Наоборот. Поставлена цель: втянуть в систему ВНО как можно больше жертв. Ибо, чем больше ВНО-шников, - тем больше денег из казны перепадет. Уже в этом году дети 4-х и 9-х классов могли быть втянуты. Только эпидемия коронавируса помешала сбыться таким планам. На этом не закончатся их поползновения. В ближайший время ВНО начнут сдавать дети с первого до последнего класса каждый год. Количество предметов для сдачи в форме ВНО увеличат. Кроме того, если по-какой либо причине поступаешь в ВУЗ не в год выпуска из школы (болел, служил в армии и т. д.), то ВНО нужно будет сдавать заново. И не важно, что это лишено смысла, - главное чтобы ДЕНЕЖКИ капали чиновникам МОН. Со временем в систему ВНО будут втянуты студенты всех курсов, соискатели ученных степеней и, в конечном итоге, доберутся до ученных высших рангов. Ибо все денежные потоки должны быть перенаправлены "достойным" (читай: поставленным смотрящими). Это не фантастика. У нынешних чиновников не хватит мозгов составить тесты даже для студентов, не говоря об ученных. Им помогут "кураторы" из-за "бугра". Только всей мощью интеллекта наших ученных можно противостоять и остановить "грандиозные новации" чинуш. Не оставайтесь равнодушными. "Не бойся врага своего, - в худшем случае он может тебя убить. Не бойся друга своего, - в худшем случае он может тебя предать. Бойся безразличных, - с их молчаливого согласия на свете совершаются предательства и убийства."
Александр Васильевич
Полностью согласен с идеями, высказанными в ней. Одно огромные деньги могут "уплыть" сквозь цепкие пальцы рук чиновников МОН. На экономию государственных средств им плевать. Важнее, чтобы деньги все прибывали и прибывали. А как деньгами распорядиться с пользой для себя, чиновники знают. В их планы не входит сокращение численности сдающих ВНО. Наоборот. Поставлена цель: втянуть в систему ВНО как можно больше жертв. Ибо, чем больше ВНО-шников, - тем больше денег из казны им перепадет. Уже в этом году дети 4-х и 9-х классов могли быть втянуты. Только эпидемия коронавируса помешала сбыться этим планам. На этом не закончатся их поползновения. В ближайший время ВНО начнут сдавать дети с первого до последнего класса каждый год. И не важно, что это лишено смысла, - главное чтобы ДЕНЕЖКИ капали чиновникам МОН. Количество предметов для сдачи в форме ВНО увеличат. Кроме того, если по-какой либо причине поступаешь в ВУЗ не в год выпуска из школы (болел, служил в армии и т. д.), то ВНО нужно будет сдавать заново. Со в?...
Александр Васильевич
Полностью согласен с идеями, высказанными в ней. Одно огромные деньги могут "уплыть" сквозь цепкие пальцы рук чиновников МОН. На экономию государственных средств им, по большому счету, плевать. Для них важнее, чтобы деньги все прибывали и прибывали. А как деньгами распорядиться с пользой для себя любимых, чиновники знают. В их планы не входит сокращение численности сдающих ВНО. Наоборот. Чиновники МОН имеют цель втянутьв систему ВНО как можно большее число жертв. Ибо, чем больше ВНО-шников, - тем больше денег из казны им перепадет. Уже в этом году дети 4-х и 9-х классов могли быть втянуты. Только эпидемия коронавируса помешала сбыться этим планам. На этом не закончатся их поползновения. В ближайший время ВНО начнут сдавать дети с первого до последнего класса каждый год. И не важно, что это лишено смысла, - главное чтобы ДЕНЕЖКИ капали чиновникам МОН. Количество предметов для сдачи в форме ВНО увеличат. Кроме того, если по-какой либо причине поступаешь в ВУЗ не в год выпуска из школы (болел, служил в а?...
Александр Васильевич
Хорошая вдумчивая статья. Полностью согласен с идеями, высказанными в ней. Одно не дает покоя: огромные деньги могут "уплыть" сквозь цепкие пальцы рук чиновников МОН. На экономию государственных средств им, по большому счету, плевать. Для них важнее, чтобы деньги все прибывали и прибывали. А как деньгами распорядиться с пользой для себя любимых, чиновники знают. В их планы не входит сокращение численности сдающих ВНО. Наоборот. Чиновники МОН имеют цель втянутьв систему ВНО как можно большее число жертв. Ибо, чем больше ВНО-шников, - тем больше денег из казны им перепадет. Уже в этом году дети 4-х и 9-х классов могли быть втянуты. Только эпидемия коронавируса помешала сбыться этим планам. На этом не закончатся их поползновения. В ближайший время ВНО начнут сдавать дети с первого до последнего класса каждый год. И не важно, что это лишено смысла, - главное чтобы ДЕНЕЖКИ капали чиновникам МОН. Количество предметов для сдачи в форме ВНО увеличат. Кроме того, если по-какой либо причине поступаешь в ВУЗ не ?...
Gocha
Для Александр Васильевич: почему так много одно и то же написано? Уберите.
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!