Александр Оваденко: как преподавать преподавателям

Традиционная подача материала совершенно не работает с преподавателями университетов

Александр Оваденко: как преподавать преподавателям

Автор: Александр Оваденко, тренер, Senior Project Manager GlobalLogic.​

Как преподавать преподавателям: история тренеров.

Преподаватель - человек, для которого обучать и делиться знаниями с другими можно назвать делом всей жизни. Причем нелегким делом: нужно находить подход к каждому ученику, уметь доступно объяснять любую тему и постоянно обновлять учебную программу. Но что делать, если обучать нужно преподавателей?

Почти три месяца мы с моим коллегой Владиславом Симоненко вели курс проектного менеджмента для преподавателей. Они были для нас новой аудиторией - до этого мы работали преимущественно с инженерами. Но нюанс не только в участниках курса, но и в подходах к преподаванию. Для нас стало открытием то, что традиционная подача материала совершенно не работает с преподавателями университетов. И на примере курса мы поделимся методами, которые помогли преподавать тем, кто и сам делает это каждый день.

В чем была задумка

Изначально мы с Владиславом думали сделать большую программу для начинающих менеджеров. Но эта идея не нашла своего продолжения. Тем не менее мы хотели поделиться практическими знаниями и опытом, а внутри компании сформировалась потребность в расширении сотрудничества с университетами. Тогда к нам обратились коллеги из отдела обучения с запросом организовать курсы проектного менеджмента для преподавателей - и мы с радостью их поддержали.

Мы с Владиславом планировали поделиться тем, как создаются проекты в IT-компаниях, а также как адаптировать практические занятия в вузах под реальные условия работы. Сначала мы думали, что на курсе будем придерживаться формального обучения: начитка лекций, практика, домашние задания. Но на первых двух занятиях преподаватели спали, когда мы пытались взаимодействовать с ними и задавать вопросы. Только на практической части все немного оживали.

Так мы поняли, что формальное обучение становится все менее эффективным и начали искать подход к нашей аудитории. Мы хотели, чтобы преподаватели разобрались в сути проектного подхода, нашли для себя полезную информацию и попробовали внедрить новые методы в своей практике. На занятиях преподаватели также поняли, что воспринимать новую информацию через традиционные методы бывает достаточно сложно.

Проявляйте гибкость

Мы же хотели сделать процесс обучения максимально эффективным. Поэтому пришлось менять наш способ подачи информации по ходу курса. После каждого занятия проводили ретроспективу: делали работу над ошибками, обсуждали, что было хорошо, а что пошло не так. Эта практика также широко используется в IT-компаниях, чтобы улучшить эффективность команды. И, проанализировав несколько наших лекций, мы выстроили для себя новую стратегию. Она дала свои результаты, и мы смогли повысить вовлеченность наших студентов. В первую очередь, мы видоизменили лекции с помощью таких шагов:

  • Добавили геймификацию.

Геймификация - один из последних трендов в обучении. И в нашем случае мы с Владиславом заметили, что она не только помогает лучше усваивать информацию, но и является ключом к взаимодействию с участниками. Поэтому мы решили начинать каждое занятие с игры в контексте темы. Это было своеобразным разогревом, который подготавливал преподавателей к восприятию новой информации.

  • Отказались от презентаций.

Презентации помогали проиллюстрировать материал, они были информативными, но на практике не вызывали отклик у аудитории. Ситуация тут же поменялась, когда мы начали объяснять теорию схемами и рисунками на доске. Преподаватели стали больше задавать вопросы и дискутировать. Порой были желающие выйти к доске и объяснить свое видение той или иной ситуации. Стало намного интереснее и нам как тренерам, и самим слушателям.

  • Поощряли активность

Кроме того, в конце каждого занятия самым активным участникам дарили книги по теме. К примеру, когда мы обсуждали роль менеджера и его трансформацию в лидера, то подарили книгу “Идеальный руководитель. Почему им невозможно стать”. Она для всех, кто хочет научиться эффективно коммуницировать с коллегами: в ней рассказывается о стилях руководства, создании команды и о том, как даже из конфликтов получать пользу. Идею с книгами мы почерпнули из наших внутренних менеджерских встреч. Нам очень нравилась такая практика, ведь участники получали дополнительный стимул. И помимо этого, они узнавали о книгах, которые подробнее рассказывают о теме. Эту практику также оценили сами участники курсов - книга становилась бонусом и помогала преподавателям быть активнее.

Наш с Владиславом опыт показывает, что, когда преподаватель экспериментирует, оперативно меняет подход к обучению и адаптирует его к аудитории, эффект не заставит себя ждать. То есть если вы видите, что ваша аудитория спит, найдите к ней подход - то, что будет мотивировать и помогать учащимся усваивать информацию. Причем это работает не только для преподавателей, но и для школьников, студентов и участников различных курсов. Главное - правильно донести информацию и пробовать для этого разные подходы.

Освіта.ua
24.12.2019

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!