![]() |
Школа - фабрика по изготовлению важного продукта: образованного и целеустремленного выпускника |
Владимир Спиваковский: школа уже не прежняя
Автор: Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд».
Образование отстаёт. Смотрим.
Уже почти все отрасли перешли на «дуальную» структуру управления.
В театре отдельно директор – отдельно худрук (балетмейстер). И у них разные непересекающиеся функции. Директор занимается финансовыми вопросами, ремонтами, рекламой, кадрами, гастролями…, и часто понятия не имеет, как именно нужно танцевать «па» на сцене.
Балетмейстер наоборот, о танцах знает всё, а вот в финансах и ремонтах может и не разбираться.
В футболе отдельно президент клуба – отдельно главный тренер.
В больнице отдельно директор – отдельно главврач.
На заводе отдельно директор – отдельно главный инженер.
На ферме отдельно директор – отдельно главный агроном.
В Министерстве обороны отдельно министр – отдельно начальник штаба.
...Теперь вот и в школе нужно сделать так же: отдельно директор – отдельно главный конструктор (тьютор, ментор…).
Спрашивают – а как же завуч?
Прежнее название/должность «завуч» потеряло современный смысл и не соответствует новым функциям и задачам школы и реформ...
Более того, в приведенных выше примерах люди обычно «знают» главного балетмейстера театра, который ставит ошеломительные спектакли; главного тренера победоносной команды, которая забивает красивые голы; главврача, исцеляющего даже безнадежных больных.
А кто знает завуча, на которого именно идут в школу?
Почему так выходит? Потому что «вторая колонка этого перечня» по сути и есть главные изготовители «продукции».
Таким образом, у директора школы главная функция – заниматься административной работой (финансирование, ремонты, кадры, техническое оснащение, Интернет, бухгалтерия, транспорт, питание, здоровье детей и т. д.).
А Главный Конструктор займётся тем, что сейчас особенно важно – реформаторством: обновлением содержания-контента знаний; эффективными технологиями обучения; новейшим оборудованием; квалификацией учителей; набором и расписанием уроков/кейсов/практикумов/предметов; оцениванием; и самое главное – лайф-траекториями каждого ребенка.
Школа уже не прежняя.
Она уже стала сложной фабрикой по изготовлению очень важного продукта: образованного, умелого и целеустремленного выпускника.
И без кардинального реформирования системы менеджмента ничего не получится.
Так что у образования есть шанс догнать остальные далеко вперед ушедшие отрасли.
Освіта.ua
30.07.2018