М. Бакшаев: верьте в потенциал тинейджеров

Когда мы поверим, что в 13-16 лет дети могут жить, а не готовиться к жизни, то многое изменится

М. Бакшаев: верьте в потенциал тинейджеров

Автор: Макс Бакшаев, исследователь детства в «Kids_hub».

Границы меняются, размываются и даже стираются. Во всем. Но сейчас, прежде всего, хочу про границы «взрослости».

Возрастная психология уже иная. И важнейшие изменения в этом отношении касаются, прежде всего, среднего и старшего школьного возраста. Когда я говорю про невероятный потенциал современных тинейджеров, то я говорю, прежде всего, о нашем восприятии их.

Их потенциал станет гораздо более явным, когда мы по-настоящему переосмыслим их роль и возможности. Когда мы поверим, что в 13-16 лет новое поколение способно жить, а не готовиться к жизни, то многое изменится.

Пока же можно столкнуться с тем, что непонимание потенциала новых поколений приводит к их недооценке. И тогда им может действительно чего-то не хватать для полноценной самореализации именно потому, что мы не дали им до этого достаточно возможностей для развития и самореализации.

Самое эффективное обучение происходит в процессе. В реальном процессе. Это правило базовое для любого взрослого. Читайте сколько угодно книг и смотрите сколько угодно развивающих видео, но это никогда не заменит реального опыта. Опыта жизни.

В любом возрасте важно не готовиться к жизни, а обучаться в процессе. Обучаться всегда. До конца жизни. Но если даже в самом раннем возрасте это происходит в игре, то со временем это все больше переходит в реальность. И границы этого соприкосновения с миром пора сокращать.

Я скажу даже больше. В современном быстро меняющемся мире творческая роль тех, кто старше 14, может быть гораздо важнее привычного мышления более старших.

Уже сейчас я понимаю, что 15-летние ребята в определенном смысле способны смотреть на привычные модели по-новому и создавать новые смыслы.

При этом очень важно верить в них, поддерживать, но не давить и не ждать этой взрослости. Когда в 14 мы ждем от них осознанного выбора своего пути, то мы давим на них. Я не про окончательный выбор пути или призвания. Именно этот поиск себя как раз и может продолжаться очень долго. Да хоть всю жизнь.

Развиваясь, мы выходим на новые уровни и заново находим себя. Мы шире смотрим на мир и на себя самих. И именно действуя, мы осознаем, на что мы на самом деле способны.

Верьте в них!

Оригинал

Освіта.ua
19.04.2017

Популярные блоги
И. Ликарчук: учиться нужно только тем, кто этого хочет Полное общее среднее образование должно быть не общеобязательным, а общедоступным
Д. Ламза: никто не хочет идти в образование или школа без учителей От Кабинета Министров нет никаких действий по повышению значимости профессии учителя
С. Колебошин: 3000 спартанцев (задача о молодых учителях) 3000 молодых учителей на 15000 школ, в среднем - 1 новый учитель на 5 школ
И. Совсун: как надолго еще хватит запала учителей? Между победителями мировых олимпиад и средним базовым уровнем украинских школ гигантская пропасть
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев