![]() |
Нужно, чтобы в школе вместо бесконечных стрессов было разнообразие навыков и умений |
В. Спиваковский: 3 причины переутомления учеников
Автор: Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд»
Развенчиваем мифы.
Главный школьный миф – он о том, что переутомление учеников – от избыточного количества уроков. На самом деле всё совсем не так.
Эта версия медиков о передозировке уроками совершенно не отвечает реальности.
У школьников, наоборот, необыкновенно развит познавательный интерес. Поэтому сколько бы уроков ни было – они не есть основа переутомления. Есть школы, где они учатся полный день, и ничего страшного.
И вообще, если 11 лет школьникам внушать, что 6–8 уроков – это переутомление, то как они будут относиться к тяжёлой работе во взрослой жизни? Ведь работа, даже тяжёлая, это не признак болезни.
Так вот, чтобы проверить подозрительный «переутомительный» постулат, я однажды решил провести один день в рядовой школе инкогнито, понаблюдать её жизнь изнутри. В конце дня в моей записной книжке были отмечены три основные причины возникновения переутомления детей.
1. Первая причина – постоянный шум, галдёж, гвалт и крики, доходящие до 100–120 децибел на переменах и периодически во время уроков. Перемены длительностью 10 минут – это не разгрузка, а получение детьми огромной порции шумового хлама, который приходится стоически переваривать.
Происходит перегрузка барабанных перепонок. Специалистам известен термин «шумовая усталость». Любой человек к вечеру будет убийственно уставшим, например, на аэродроме, даже если он целый день там загорает на солнышке в шезлонге и пьет лимонад, но рядом с ревущими самолётами.
2. Вторая причина – многочисленные мини-стрессы, которые приводят организм ученика в состояние напряжения, беспощадно изводя его нервную систему.
Десять-пятнадцать дребезжащих звонков с урока на урок. Плюс четыре-пять вызовов к доске. Плюс пять-шесть циничных подколок, оскорблений, упрёков, подножек сверстников, ожиданий, что вот-вот вызовут к доске. А ещё очереди в туалет, пропажи ручек, денег, мобильных телефонов и прочее – всего двадцать-двадцать пять мелких стрессов в день.
Это всё равно, что опускать железо то в холодную воду, то в горячую, туда-сюда, туда-сюда! Тут у любого пошатнутся нервы. К концу дня ученик окончательно вымотан.
3. Третья причина – большинство уроков неинтересны. И как только учителя умеют превращать живое общение в невыносимую скучищу? Да ещё когда надо запоминать, заучивая ненужное, неинтересное, неполезное. От этой монотонной работы можно действительно переутомиться!
Попробуйте сами посидеть на скучном производственном совещании, где с трибуны часами произносятся монотонные доклады, – да вы вымотаетесь за два часа!
Вот если бы учебники были интересными! Если бы процесс обучения был насыщенным и нескучным! Если бы учителя всё время не назидали! Если бы вместо бесконечных стрессов было бы разнообразие навыков и умений!
А у нас решили... разгрузить скучные учебники, которые от этого не стали менее скучными. То есть, вынули из банки с кислыми огурцами половину огурцов, в надежде, что оставшиеся огурцы станут очень вкусными.
Почему эта проблема никак не исчезает и не рассасывается? Потому что появились уже тысячи родителей, которые не хотят таких упрощений программы, от которых нет ни знаний, ни перспектив для ума. И уже свыше 15% родителей готовы забрать ребенка из школы хоть куда - на хоумскулинг, в экстернат, за границу...
Так что вопрос к медикам: причём здесь количество уроков?
Потому что если диагноз поставлен неверно, то и лечение не то. Как если болит печень, а дали лекарство от насморка.
И дети всё чихают да чихают. Да и печень не проходит.
Освіта.ua
09.11.2016