В. Спиваковский: сегодня меняется роль школы

Школа превращается из загона для кормления знаниями в «современный информационный центр»

В. Спиваковский: сегодня меняется роль школы

Автор: Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд».

Спрашивают – с чего это вдруг нужна реформа образования? Чем старая не угодила?

Да просто роли у всех поменялись. И вот эти старые роли никого уже не устраивают.

Ну, допустим, пересел когда-то ямщик за руль автомобиля, и продолжает погонять машину, как лошадь, «кнутом»...

Или поручили архитектору построить футуристический небоскреб, и он идет к кульману и штангенциркулем всё меряет, проектируя трехэтажное общежитие (ну, что умеет)...

Так и в школе. Ученик уже не просто школяр, зубрящий формулы, а сам себя делатель, и сам находящий и обрабатывающий нужную информацию. Под руководством кого?..

Ну, уже под руководством не просто учителя, который до сих пор был единственным источником знаний, и десятки лет назидательно повторял свои теоремы и параграфы... А под руководством учителя-коуча, навигатора, штурмана, который может чего-то и не знать, но хорошо ориентируется, где найти то, что нужно.

Это теперь ценится больше всего. Почему? Потому что родители только и спрашивают: А кто будет учить??? Это теперь слабое звено.

Да и директор школы теперь не просто начальник, а менеджер и технолог, создатель специального дизайна среды проживания участников учебного процесса. Много ли у нас таких директоров?

Сильнее всего изменяется роль общественности. Она из жалобщика и критика переходит в разряд «ответственного за социальный заказ» и обеспечение его ресурсами. Почему?

Потому что меняется и роль школы. Она превращается из загона для кормления знаниями в «современный информационный центр» по изготовлению индивидуального продукта — выпускника-компетиста, человека умного и многоумелого. Чтобы на вопрос: что ты знаешь, он отвечал не «знал-да-забыл», а «умею-могу-сделаю-будете-довольны».

Ну, и, наконец, семья существенно меняет свою роль: от простого наблюдателя — к роли заказчика. Жаль, что в семьях ещё не научились формулировать свой семейный заказ, просто не знают, чего они хотят от школы...

А то потом проходит 11 лет, родители спрашивают учителей: ну, что наш выпускник знает-умеет-может полезного и важного для жизни?... А учителя недоуменно пожимают плечами: а что — разве был заказ?

Ну, вот и пришло время всем привыкать к своим новым ролям. Это и будет частью реформы системы образования.

Хотя, не знаю, захочет ли каждый поменять свою роль...

А вы как думаете?

Оригинал

Освіта.ua
17.08.2016

Популярные блоги
Л. Булыгина: надо учить детей учиться самостоятельно Мы должны с детства научить детей учиться самостоятельно, без нас, ставить себе задачи и достигать их
Е. Кравченко: неужели только экзамен гарантирует знания? Надо создавать не экзамены, а систему нормального патриотического воспитания в школах
Я. Абрамейцева: в чем цель обязательной математики? Выпускники 2023 важнейшие годы почти не имеют возможности овладевать предметами вообще
Игорь Ликарчук: хайп вокруг оценивания учеников Оценка давно утратила дидактическую значимость и превратилась в холодную формальность для отчета
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев